№ 3, март 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

На вопросы отвечает С.Н. Голян,
главный специалист Центра охраны труда
ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», кандидат медицинских наук

Какова продолжительность дополнительного трудового отпуска у машиниста по стирке спецодежды и белья 4-го разряда за вредные условия труда согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда? 

В соответствии с п. 127 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 29 июля 1994 г. № 89, с последующими изменениями и дополнениями рабочие, постоянно занятые в стиральных цехах, прачечных, могли иметь право на дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Однако в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» дополнительный отпуск должен предоставляться по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, причем аттестация рабочих мест должна быть проведена нанимателями до 31 декабря 2008 г. В зависимости от степени вредности, установленной по результатам аттестации, определяется продолжительность дополнительного отпуска.

Водители автомобилей в октябре 2008 г. аттестовывались впервые (ранее они имели право на дополнительный отпуск согласно списку). По результатам аттестации класс условий труда - 3.1. Надо ли было со дня издания приказа об утверждении результатов аттестации устанавливать доплату за работу с вредными условиями труда или аттестация подтвердила только право на дополнительный отпуск? Если водитель занят управлением автомобиля менее 80 % рабочего времени, надо ли составлять карту условий труда и предоставлять компенсации?

При проведении внеочередной аттестации рабочих мест были составлены фотографии рабочего времени для электрогазосварщика ручной сварки и водителя автомобиля грузоподъемностью 4 т. Данные работники заняты выполнением работы с вредными условиями труда (сварка, управление автомобилем) 50 % рабочего времени. Надо ли было аттестовывать данные рабочие места, составлять карту условий труда (раньше эти работники получали дополнительный отпуск за вредные условия труда)? Надо ли вести почасовой учет времени сварочных работ и предоставлять за них компенсации (доплату, отпуск)?

В соответствии с п. 5 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35, работникам, выполняющим работы в соответствии с их тарифно­квалификационными характеристиками и занятым выполнением своих трудовых функций не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), при подтверждении вредных и (или) опасных условий труда результатами аттестации предоставляются:

пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда;

оплата труда в повышенном размере путем установления доплат;

дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

При этом в 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно­заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время (гл. 7 Методических рекомендаций по установлению норм и нормативов для нормирования труда рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. № 134).

Исходя из изложенного, выполнение сварочных работ и управление автомобилем относятся к оперативному времени - это и есть время воздействия вредного производственного фактора на работника.

В зависимости от времени воздействия вредного фактора при оценке условий труда класс вредности и (или) опасности, полученный в ходе аттестации, может быть снижен на 1 или 2 степени. Если время воздействия вредного фактора составляет менее 50 % и до 10 % включительно, то класс снижается на 1 степень, если время воздействия вредного или опасного фактора составляет менее 10 %, то класс снижается на 2 степени. Например, в воздухе рабочей зоны электрогазосварщика определен оксид марганца - 0,7 мг/м3, ПДК (предельно допустимая концентрация) - 0,2 (3-й класс 2-я степень). Если время воздействия указанного вредного химического вещества - 50 %, как в данном случае, то окончательная оценка по марганцу будет отнесена к классу 3.2, т.е. на 1 степень не снижается.

Поскольку время сварки и время управления автомобилем составляет 50 %, то аттестацию на рабочих местах электрогазосварщика и водителя автомобиля необходимо проводить, т.к. время воздействия вредного производственного фактора нельзя отождествлять с понятием «полная занятость».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (98), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.