В настоящее время термин «тимбилдинг» известен многим кадровикам. Означает он проведение мероприятий по сплочению коллектива.
Среди форм и методов работы по сплочению коллектива особое место занимают те из них, которые направлены на командообразование, т.е. формирование команды единомышленников. Согласно своим должностным обязанностям именно руководитель кадровой службы организации в лице заместителя директора по работе с персоналом либо начальника отдела кадров должен быть первым помощником нанимателя в деле создания дееспособной управленческой команды. В то же время формировать команду только потому, что это модно, бесполезно. Она обычно нужна, когда предприятию или его подразделению требуется толчок в виде нового ресурса развития для прорыва на более высокий уровень. Данная потребность возникает при наличии кризиса в производстве, важных изменениях в функциях, структуре управления и т.д.
Команды, в зависимости от цели построения, можно условно разделить на несколько типов:
- управленческая, объединяющая руководителей высшего звена;
- проектная, т.е. созданная с целью решения очень важной для предприятия бизнес-проблемы;
- функциональная, т.е. команда в границах структурного подразделения, и др.
Теория и практика командообразования показывают, что количественный состав команды - до 15 человек. Задача кадровой службы - помочь руководителю организации сформировать максимально эффективный и гармоничный состав команды, перед которой стоит общая цель.
С одной стороны, желательно, чтобы члены команды были близки друг другу по квалификации, производственному опыту и даже по темпераменту и характеру. Тогда между ними быстрее установится взаимопонимание. Однако при этом может возникнуть групповой стереотип мышления, и на сотрудников, имеющих свое мнение, отличное от общего, будет оказываться давление.
С другой стороны, подобрав членов команды больше разных, чем схожих, появляется риск того, что конфликтные ситуации в группе участятся. Поэтому нужно выбирать «золотую середину», делая крен в ту или иную сторону, в зависимости от причин создания команды и особенностей поставленных руководством целей.
У каждого члена команды должна быть своя роль и своя задача. Обычно они следующие:
Руководитель команды. Это, как правило, первое лицо организации или структурного подразделения либо рекомендованный им сотрудник. Руководитель координирует действия команды, он должен быть творческой и одновременно дисциплинированной личностью.
Мозговой центр. Эти сотрудники - источник оригинальных идей и предложений, однако они часто невосприимчивы к критике. Мыслят оригинально и масштабно, но иногда не обращают внимания на детали и частности.
Критики. Они обладают скорее аналитическим, чем творческим умом, поэтому сразу видят в предложенных идеях слабые места.
Трудоголики. На них держится работа команды. Они умелые и исполнительные, превращают толковые идеи в реальные проекты и выполненные задания.
И еще одна важная составляющая формирования команды - это мотивационный фактор. Члены команды должны иметь полную ясность, как материально они будут поощрены в случае успеха, а также степень ответственности при неудачном исходе работы. Для эффективного функционирования команды применяются различные управленческие технологии. Это и производственные совещания, и делегирование полномочий, и контроль результатов, и постоянное профессиональное обучение, и создание партнерских отношений внутри команды и т.д.
Командообразование, как его понимает современная теория управления, только начало развиваться в реальном секторе экономики республики и еще недостаточно изучено. Хотя на практике встречаются утверждения о создании на предприятии команды единомышленников, по мысли авторов, состоящей из нескольких сотен, а то и тысяч работников. Это, по нашему мнению, не совсем объективно. Речь, скорее всего, идет о том, что здесь удалось объединить большую часть коллектива одной целью, стратегией действия, системой мотивации. Действительно, положительный опыт работы по сплочению трудовых коллективов известен в республике гораздо в большей степени, чем в командообразовании.
Одним из лидеров среди кадровых подразделений предприятий республики по данному направлению по праву можно назвать управление кадров РУП «Белорусский металлургический завод». Здесь творчески применяют и развивают традиционные, а также разрабатывают и внедряют новые формы кадровой работы, позволяющие мобилизовать коллектив на достижение общей цели и одновременно привить каждому работнику чувство гордости за престиж заводской марки.
На заводе уже несколько лет действуют положения о материальном поощрении работников за образцовое выполнение трудовых обязанностей и продолжительный стаж на БМЗ, внедрение в производство новой техники, других научных, патентных и лицензионных разработок. Заработную плату на предприятии, которая является одной из самых высоких в реальном секторе экономики республики, здесь действительно зарабатывают, а не получают.
Развитию трудовой, творческой и общественной активности в немалой степени способствует целый ряд смотровконкурсов, проводимых на БМЗ. Ежегодно происходит торжественное награждение премией «Профессиональный Олимп» по 11 номинациям, среди которых «Лучший молодой руководитель», «Лучший мастер завода», «Лучший спортсмен года», «Лучший участник художественной самодеятельности» и др.
Присущим только металлургическому заводу этапом адаптации молодых специалистов на производстве является их активное участие в подготовке и проведении ежегодных международных научно-практических конференций молодых металлургов.
Еще одна форма кадровой работы на БМЗ, не применяемая нигде в республике, - полуторогодовая стажировка с отрывом от основной работы десяти молодых сотрудников, отобранных на конкурсной основе и затем работающих по 2-3 месяца поочередно в важнейших службах и цехах завода. Будущие управленцы детально знакомятся с задачами, функциями и возможностями подразделений, общаются с их руководством и персоналом, изучают систему взаимоотношений, структуру управления, финансовое планирование. В этой своеобразной школе резерва прошло уже несколько выпусков молодых менеджеров. Все они эффективно работают в настоящее время на различных руководящих должностях.
Хорошей школой повышения творческой активности персонала, особенно молодежи, являются конкурсы профессионального мастерства. Они позволяют достигнуть конкретной цели - стать лучшими в профессии и, кроме материальных благ, получить признание в родном коллективе. Эта форма кадровой работы, появившаяся еще в 80-е годы прошлого столетия, была возрождена в республике несколько лет назад и широко применяется сейчас как на уровне предприятий, так и отраслей, регионов. Обычно рабочие соревнуются по профессиям станочников, сварщиков, слесарей и др. Им необходимо сдать теоретический экзамен и выполнить практические задания. Конкурсы среди технологов, конструкторов, мастеров производственных участков и по другим инженерным специальностям проводятся пока на отдельных предприятиях (например, РУП «Минский тракторный завод» и ОАО «МПОВТ»). В столице республики уже стало традицией ежегодное проведение городского конкурса профессионального мастерства «Минский мастер». В 2008 г. финальные соревнования среди токарей, фрезеровщиков и слесарей-инструментальщиков проходили на Минском автомобильном заводе.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (99), апрель 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.