№ 5, май 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Информационные отношения в сфере труда

Рубрика «Трудовое законодательство»

Н.М. Черноруцкая, юрист

Новое в регулировании информационных отношений

Статья 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[1] (далее - Закон об информации) содержит трактовку специальных терминов, среди которых выделим следующие:

  • информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
  • предоставление информации - действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц;
  • распространение информации - действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц;
  • пользователь информации - субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею;
  • конфиденциальность информации - требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 17 Закона об информации относит к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в частности:

  • информацию о частной жизни физического лица и персональные данные;
  • информацию, составляющую коммерческую и профессиональную тайну;
  • иную информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (ст. 18 Закона об информации).

Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. «О регистре населения»[2], еще не вступивший в силу, вводит государственную централизованную автоматизированную информационную систему, основанную на базе персональных данных физических лиц. Под персональными данными физических лиц закон понимает совокупность основных и дополнительных персональных данных. Основные персональные данные физического лица включают:

  • идентификационный номер;
  • фамилию, собственное имя, отчество;
  • пол;
  • число, месяц, год рождения;
  • место рождения;
  • цифровой фотопортрет;
  • данные о гражданстве (подданстве);
  • данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания;
  • данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным.

К дополнительным персональным данным относятся данные:

  • о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке (детях) физического лица;
  • о группе крови;
  • о прижизненном несогласии на забор органов и (или) тканей для трансплантации при наступлении смерти;
  • о высшем образовании, ученой степени, ученом звании;
  • о роде занятий;
  • о пенсии, ежемесячном денежном содержании по законодательству о государственной службе, ежемесячной страховой выплате по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • о налоговых обязательствах;
  • об исполнении воинской обязанности.

Данными о роде занятий являются:

  • статус работающего, безработного, неработающего;
  • место работы;
  • дата трудоустройства, постановки на учет в качестве безработного;
  • дата увольнения, снятия с учета в качестве безработного;
  • сведения о том, является ли физическое лицо учредителем (участником, собственником имущества) юридического лица (за исключением открытых акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, торгово­промышленных палат), индивидуальным предпринимателем.

Данные о роде занятий вносятся в регистр Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (место работы, дата трудоустройства, дата увольнения) и Министерством юстиции Республики Беларусь (данные об учредителях юридических лиц и индивидуальных предпринимателях).

К сожалению, Трудовой кодекс Республики Беларусь не содержит статей о персональных данных работника, в то время как в Трудовом кодексе Российской Федерации этому посвящена специальная глава (гл. 14).

Что касается информационных отношений в сфере наемного труда, можно выделить три основные информационные стадии во взаимоотношениях нанимателя и работника:

  • взаимоотношения нанимателя и работника при заключении трудового договора;
  • взаимоотношения нанимателя и работника в период действия трудового договора;
  • взаимоотношения нанимателя и работника в момент прекращения трудового договора.

Информационные отношения на стадии заключения трудового договора

Информация о потенциальном работнике, получаемая нанимателем.

Трудовой кодекс в ст. 26 указывает на документированную информацию о потенциальном работнике (гражданство, возраст, данные об образовании и профессиональной подготовке, о трудовом стаже и др.), которую наниматель обязан потребовать при заключении трудового договора. Что касается других документов, то согласно ч. 1 ст. 26 ТК их предъявление работником должно быть предусмотрено законодательными актами, а согласно ч. 3 ст. 26 ТК и п. 1 ч. 1 ст. 54 ТК - законодательством. Напомню, что толкование терминов «законодательные акты» и «законодательство» приведено в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, согласно которому термин «законодательные акты» уже, чем термин «законодательство». Коллизию между статьями ТК может разрешить специальный Закон об информации, в частности, процитированная выше ст. 18 которого отсылает только к законодательным актам.

Требования нанимателя о предоставлении кандидатом на вакансию дополнительной информации (кроме указанной в ст. 26 ТК и иных законодательных актах), дачи согласия на проведение проверки предоставленной информации и сама проверка информации, на мой взгляд, незаконны. Из документов, перечисленных в ТК, только подлинность документа об образовании наниматель вправе проверить путем запроса в Министерство образования Республики Беларусь. Понятно, что это касается только аттестатов и дипломов, выданных учреждениями образования Республики Беларусь.

Если кандидат считает, что той информации, которую можно почерпнуть из обязательных документов, недостаточно для полной характеристики его деловых качеств, он вправе предоставить такие документы, как резюме, рекомендательные письма, анкеты и др. Наниматель обязан их принять, а при необходимости - вернуть работнику.

В соответствии со ст. 19 ТК заключенный трудовой договор должен содержать данные о работнике, но какие именно, законодатель не расшифровывает. В примерной форме трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 155, относительно сведений о работнике, речь идет только о фамилии, имени и отчестве (ФИО). Этого, на мой взгляд, явно недостаточно, тем более что велика вероятность совпадения ФИО. Полагаю, как минимум, надо указывать все паспортные данные работника.

Информация о нанимателе, адресованная работнику.

Сведения о нанимателе заносятся в текст трудового договора (ст. 19 ТК). Объем и состав этих сведений трудовым законом не определен, но применительно к нанимателям - юридическим лицам можно руководствоваться гл. 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Полагаю, что это должны быть сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица, его организационно-правовой форме, т.е. то, что позволяет идентифицировать нанимателя среди других юридических лиц. Относительно нанимателя - индивидуального предпринимателя - это должны быть: фамилия, имя, отчество (ст. 18 ГК), место житель­ства (ст. 19 ГК), свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22 ГК).

В некоторых случаях работнику важно предоставить информацию о том, что с данным видом юридического лица связаны, например, особенности регулирования трудовых отношений (ст. 320 ТК - работа на совместном или иностранном предприятии) или, к примеру, льготы по подоходному налогу. Так, в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о подоходном налоге с физических лиц) налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов, полученных, в частности:

физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам.

Статья 54 ТК обязывает нанимателя при приеме на работу:

ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

провести вводный инструктаж по охране труда.

Более широкой представляется формулировка, содержащаяся в ст. 22 ТК РФ: «... Работодатель обязан... знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью». Полагаю, что данная обязанность имеет отношение не только к информированности работников, но и является условием вступления локального нормативного акта в силу. Поэтому наниматель должен быть сам заинтересован в соблюдении этой процедуры.

Пункт 11 ст. 226 ТК обязывает нанимателя информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

Следовало бы дополнить закон указанием на то, что в интересах охраны труда и здоровья работника наниматель информирует работника об уплате страховых взносов по обязательному страхованию профессиональных заболеваний и несчастных случаев, об уплате страховых взносов по профессиональному пенсионному страхованию.

Нанимателю следует проинформировать работника об установленных законом запретах на совместительство (например, для банковских служащих, для аудиторов и др.). Это очень важно, т.к. работник должен заранее знать, что его работа будет единственным источником его трудового дохода.

Особо хотелось бы обратить внимание на нанимателей, которые используют труд лиц творческих профессий (проектные и научно-исследовательские организации, редакции печатных СМИ, художественные мастерские и т.п.). Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» с последующими изменениями и дополнениями установил, что личные неимущественные права (право авторства) на служебное произведение принадлежат автору, а имущественные права на такое произведение, в том числе и право на получение вознаграждения, принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Кроме того, автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. К сожалению, пока на практике не принято информировать работника о том, что имущественные права на служебное произведение возникают первично у нанимателя, а передача этих прав возможна только по договору.

Своеобразно решен вопрос о публикациях государственных служащих. Статья 22-1 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что публикации государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, подлежат согласованию и допустимы без выплаты автор­ского вознаграждения как исключение из общего правила.

 


[1] Вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования, за исключением ст. 43 и 44, которые вступили в силу со дня официального опубликования («Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 26.11.2008, № 279, 2/1552). 

[2] Вступает в силу через 3 года после официального опубликования, за исключением ст. 36 и 37, которые вступили в силу со дня официального опубликования («Звязда», № 137, 25.07.2008).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (100), май 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.