№ 5, май 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Особенности регулирования труда инвалидов (окончание)

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

Вопросы трудоустройства инвалидов

Специальные меры по трудоустройству инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные) для использования труда инвалидов (ст. 21 Закона Республики Беларусь от 11 ноя­бря 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о социальной защите инвалидов)).

В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать как у нанимателей с обычными условиями труда, так и в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом (ч. 1 ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов).

Ряд норм, направленных на обеспечение гарантий по трудоустройству инвалидов, содержится непосредственно в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 305 ТК инвалиды имеют преимущественное право на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.

Согласно ст. 16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами, включенными в приведенный в данной статье перечень, в частности, с направленными на работу государственной службой занятости в счет брони.

Броня приема на работу представляет собой определенное местными исполнительными и распорядительными органами количество рабочих мест, на которые наниматель обязан принять по направлению государственной службы занятости лиц, которым предоставлены гарантии по трудоустройству. В первую очередь дополнительные гарантии в области содействия занятости предоставляются гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных конкурировать на рынке труда.

Такие гарантии предоставляются, наряду с иными категориями, инвалидам (независимо от группы и причины инвалидности) в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями.

Порядок бронирования рабочих мест для инвалидов определяется Положением о порядке установления предприятиям, учреждениям и организациям норматива бронирования рабочих мест для инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 212.

В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных объединений инвалидов нанимателям устанавливаются нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее 5 % от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек). Порядок установления нормативов по бронированию рабочих мест и меры ответственности нанимателей за невыполнение заданий по бронированию рабочих мест для инвалидов определяются законодательством Республики Беларусь (ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов).

В то же время необходимо иметь в виду, что в силу положений ч. 1 ст. 16 ТК запрещается не всякий отказ инвалиду в приеме на работу, а отказ необоснованный.

К слову заметим, что необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони, либо отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально­технического, среднего специального или высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждением образования и нанимателем, а равно иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.16 КоАП).

По требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней со дня обращения.

Безусловно, вряд ли на практике можно встретиться с отказом по мотивам инвалидности, поскольку в таком случае налицо дискриминация в трудовых отношениях, что чревато для нанимателя негативными последствиями.

В то же время не исключаются ситуации, когда инвалиду может быть отказано в заключении трудового договора по мотиву отсутствия необходимой квалификации либо вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению данной работы.

Если судом будет установлено, что наниматель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного претендента, либо по тому основанию, что выполнение работы, на которую претендует инвалид, ему противопоказано по состоянию здоровья, такой отказ является обоснованным.

При этом под деловыми качествами лица следует понимать его способность выполнять определенную трудовую функцию с учетом профессиональной подготовки (наличие определенной профессии, специальности, квалификации, определенного уровня образования, опыта работы), другие личностные качества. Требование к состоянию здоровья работника основывается в том числе на положениях ст. 26 ТК, определяющей перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Инвалид должен предъявить нанимателю заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) (п. 5 ст. 26 ТК), в котором, как уже отмечалось выше, указываются условия возможного осуществления инвалидом трудовой деятельности.

Если отказ в приеме инвалида на работу признан необоснованным, то в резолютивной части решения кроме сведений, предусмотренных ст. 306 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, должно быть сформулировано требование суда, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор с истцом-инвалидом, как это следует из нормы абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями (далее - постановление № 2). При этом должны быть конкретизированы дата, с которой необходимо заключить трудовой договор, а также должность (профессия) работника и его квалификация. В решении должен быть установлен срок его исполнения.

Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые в силу ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде (абз. 3 п. 4 постановления № 2).

Можно согласиться с К.Л. Томашевским, что приведенное в абз. 3 п. 4 постановления № 2 разъяснение не исключает права суда указать в решении конкретную штатную единицу работника с конкретизацией его трудовой функции (профессии, квалификации, должности) и условий найма, если эти условия были установлены в судебном заседании. Такое указание имеет значение для точного и безусловного исполнения судебного решения о понуждении нанимателя к приему лица именно на ту работу, на которую гражданин трудоустраивался и в приеме на которую ему было необоснованно отказано. При таком подходе лицу будет обеспечена реальная судебная защита[1].

Дополнительные гарантии при трудоустройстве имеют инвалиды - выпускники учреждений образования. В частности, выпускникам - инвалидам I или II группы место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы, согласно п. 14 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702, с последующим изменением.

Молодые специалисты - инвалиды I, II групп, получившие профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, в том числе на основе договоров о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, если они не отработали по распределению один год после получения профессионально­технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования, а выпускники высших медицинских учебных заведений - два года после прохождения стажировки (интернатуры), освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (подп. 4.1 п. 4 Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255, с последующими изменениями и дополнениями).

Затраченные средства также не возмещаются, если молодые специалисты имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I, II групп при невозможности предоставления работы по месту жительства этих родителей, мужа (жены) и в силу этого не отработали установленный срок по распределению (подп. 4.2 п. 4 указанного Положения).

Наниматели обязаны выделять или организовывать новые рабочие места для трудоустройства тех работников, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая на данном производстве или получили профессиональное заболевание и в результате этого признаны инвалидами. В случае невыполнения указанного требования они должны при расторжении трудового договора (контракта) с этим работником внести в Государственный фонд содействия занятости взнос, равный десятикратной годовой заработной плате данного работника (ст. 25 Закона о социальной защите инвалидов).

В соответствии со ст. 26 Закона о социальной защите инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей государственная служба занятости, наниматели создают специализированные организации, цехи и участки для использования труда инвалидов. В этом случае им из Государственного фонда содействия занятости возмещаются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест инвалидов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими программами занятости населения. Создание специализированных организаций, цехов и участков для трудоустройства инвалидов, которые предусмотрены программами областных (Минского городского) органов по трудоустройству, обязательно для соответствующих органов и нанимателей.

Наниматели, применяющие труд инвалидов, имеют право на льготное налогообложение и материально­техническое обеспечение, установленное законодательством (ст. 27 Закона о социальной защите инвалидов).


[1] Трудовые споры. Судебная практика по делам о заключении, изменении и прекращении трудовых договоров / Библиотечка журнала «Юрист». 2004. № 4/4. С. 19-20.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (100), май 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.