№ 6, июнь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Сложный состав возникновения трудовых отношений

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Плют, юрист

Чаще всего трудовой договор заключается без прохождения каких-­либо дополнительных процедур. В этом случае имеет место простой состав возникновения трудовых отношений. Вместе с тем в отдельных случаях трудовые отношения могут возникать в результате сложного состава, когда заключению трудового договора предшествуют юридические факты (например, проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность гражданина, претендующего на соответствующую работу, должность).

 Свобода труда, гарантированная Конституцией Республики Беларусь, проявляется, прежде всего, в его договорном характере, что позволяет двум юридически равноправным субъектам правоотношения - уполномоченному должностному лицу нанимателя и гражданину, претендующему на соответствующую работу, должность, - на равных началах вести переговоры по выбору вида трудового договора (обычного трудового договора или контракта), его условий и т.д.

Законодательство о труде в качестве общего правила выводит положение о том, что трудовые отношения возникают между работником и нанимателем на основании трудового договора. В Трудовом кодексе Республики Беларусь непосредственно заключению трудового договора отведена гл. 2, состоящая из 14 статей. Чаще всего трудовой договор заключается без прохождения каких­либо процедур. В этом случае имеет место простой состав возникновения трудовых отношений. Вместе с тем в отдельных случаях трудовой договор может заключаться после совершения юридически значимых действий как часть сложного юридического состава.

В частности, согласно ст. 24 ТК трудовые отношения могут возникать в результате сложного состава, когда заключению трудового договора могут предшествовать юридические факты: проведение конкурса, избрание на должность и иные мероприятия, позволяющие определить профессиональную пригодность гражданина, претендующего на соответствующую работу, должность.

Действующее законодательство устанавливает следующие случаи возникновения трудового правоотношения, в основании возникновения которых лежит сложный состав.

1. Наиболее распространенным условием, предшествующим заключению трудового договора, является проведение конкурса на замещение должности научного работника и на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

Порядок и условия проведения конкурсов на замещение названных должностей регламентированы, соответственно, Положением о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного работника[1] и Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Республики Беларусь[2], которые определяют круг должностей, замещаемых в конкурсном порядке, а также процедуру отбора победителя, с которым наниматель, объявивший конкурс, заключает трудовой договор.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 254 ТК собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

Следовательно, если собственником имущества организации или уполномоченным им органом в учредительных документах организации установлено, что заключению трудового договора с руководителем организации должен предшествовать конкурс или определенные им процедуры, то соблюдение этого предварительного условия является обязательным.

Трудовые отношения возникают на основании акта избрания лица на должность руководителя организации и трудового договора.

Кроме того, отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, также устанавливаются процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителями, выполняющими функции единоличного исполнительного органа юридического лица. Например, согласно ст. 54 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями единоличный исполнительный орган избирается, как правило, общим собранием участников общества либо советом директоров (наблюдательным советом), если это предусмотрено учредительными документами общества. В соответствии со ст. 47 данного Закона результаты проведения общего собрания участников хозяйственного общества не позднее пяти дней после его закрытия оформляются протоколом, который подписывается председателем общего собрания и секретарем (при его наличии) или участниками хозяйственного общества, принявшими участие в этом собрании, если это предусмотрено учредительными документами.

Выборный порядок установлен также ст. 16 Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» (в ред. Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.) (далее - Закон о высшем образовании) для замещения должности «заведующий кафедрой высшего учебного заведения», который избирается высшим коллегиальным органом самоуправления - советом высшего учебного заведения (п. 5).

Достаточно сложный состав возникновения трудовых правоотношений определен Законом Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Согласно ст. 32 данного Закона к исключительной компетенции общего собрания представителей членов союза потребительских обществ относится, в частности, избрание председателя и членов правления союза потребительских обществ.

3. Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» установлено такое мероприятие, предшествующее заключению контракта, как сдача квалификационного экзамена лицами, впервые поступающими на государственную службу.

Согласно п. 10 данного Положения решение экзаменационной комиссии соответствующего государственного органа оформляется протоколом.

В целях привлечения и отбора кадров на работу в государственные органы может также проводиться конкурс на занятие государственной должности.

Положение о проведении конкурса на занятие государственной должности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2003 г. № 1221, с последующими изменением и дополнением определяет, что лица, впервые поступающие на государственную службу, допускаются к участию в конкурсе при условии сдачи квалификационного экзамена в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. При этом согласно п. 4 данного Положения выпускники учреждений образования, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, направленные на работу в государственный орган по договорам (заявкам), занимают вакантные должности без конкурса.

Результаты конкурса оформляются протоколом (п. 21 Положения).

4. Возникновение трудовых правоотношений может связываться законодательством с такой процедурой, как согласование. Например, согласно п. 39 Положения об учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 40, с последующими изменениями и дополнениями непосредственное управление государственным учреждением, обеспечивающим получение среднего специального образования, осуществляет директор (начальник, ректор) (далее - руководитель). Руководитель государственного учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования, назначается органом управления, в подчинении которого оно находится, колледжа, входящего в состав высшего учебного заведения, ректором (по согласованию с органом управления, в подчинении которого оно находится).

5. В некоторых случаях законодательство связывает возникновение трудовых правоотношений с такой дополнительной процедурой, как представление. В частности, согласно п. 6 ст. 16 Закона о высшем образовании руководство деятельностью факультета осуществляет декан факультета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем высшего учебного заведения. Декан факультета назначается на должность по представлению совета высшего учебного заведения.

6. Трудовое правоотношение может возникать на основании направления на работу.

 ПРИМЕР 1

30 июня 2008 г. БГЭУ выдал свидетельство о направлении на работу Ф. в РУП «X» юрисконсультом. Ф. 27 июля 2008 г. явился к нанимателю с предложением заключить с ним трудовой договор как с молодым специалистом.

В этом случае в основании возникновения трудового отношения между Ф. и РУП «X» будет иметь место сложный состав: свидетельство о направлении на работу и трудовой договор.

Статья 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями содержит перечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Положение о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменениями (далее - Положение) определяет порядок установления брони для приема на работу этих граждан.

Согласно п. 2 Положения для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии). Трудоустройство граждан в счет установленной брони (включая трудоустройство на рабочие места, созданные в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов) осуществляется только по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите (п. 11 Положения).

7. Особенности возникновения трудовых правоотношений с гражданами, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, определены Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 18).

Согласно п. 13 Декрета № 18 неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству в порядке, установленном п. 14 Декрета № 18, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.

 Вопросы трудоустройства обязанных лиц должны быть решены судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав.

В соответствии с п. 14 Декрета № 18 судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.

Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено в организацию, не имеющую специального разрешения (лицензии) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также без получения обязанным лицом в подразделениях по гражданству и миграции органов внутренних дел специального разрешения. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.

8. Трудовые отношения могут возникать на основании сложного юридического состава, который включает вынесение судебного решения о заключении трудового договора и трудовой договор.

Такая ситуация возможна в случае, когда гражданину необоснованно было отказано в заключении трудового договора, он обжаловал неправомерные действия нанимателя в суд, а суд вынес решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор.

Согласно ст. 16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами, указанными в этой статье. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 16 ТК письменный отказ должен быть дан не позднее трех дней после обращения.

Отказ в заключении трудового договора согласно ч. 3 ст. 16 ТК может быть обжалован в суд. Причем в силу нормативных предписаний ч. 3 ст. 241 ТК и ст. 242 ТК обжаловать необходимо прямо в суд (например, минуя комиссию по трудовым спорам) в трехмесячный срок со дня получения отказа.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями (далее - постановление № 2) судам даны руководящие разъяснения по поводу действий при необоснованных отказах в заключении трудового договора. В частности, разъяснено, что в соответствии со ст. 60 Конституции Республики Беларусь в суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться не только граждане, перечисленные в ст. 16 ТК, но и другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным. Такие дела подлежат рассмотрению судом в порядке искового производства. Признав незаконным отказ в приеме на работу, суд выносит решение, обязывающее нанимателя заключить трудовой договор, и устанавливает срок исполнения решения.

ПРИМЕР 2

И. приглашен на работу ОАО «К» главным бухгалтером в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними. Письменное приглашение выражало просьбу уволить И. и согласие самого И. на увольнение его до 26 марта 2009 г. и было выдано 25 января 2009 г.

27 января 2009 г. И. подал заявление об увольнении 26 февраля 2009 г. по п. 4 ст. 35 ТК, приложив указанное приглашение на работу. Увольнение состоялось 26 февраля 2009 г., поскольку наниматель согласился с просьбой И.

Однако И. только 24 марта 2009 г. обратился в ОАО «К» с предложением заключить с ним трудовой договор. Ему было отказано ввиду того, что им было известно об увольнении И. еще 26 февраля 2009 г. Его долго ждали и, решив, что он передумал работать в ОАО «К», а главный бухгалтер им был необходим, 20 марта 2009 г. заключили трудовой договор с П.

Считая отказ неправомерным, И. обратился в суд с иском о понуждении ОАО «К» к заключению с ним трудового договора с 24 марта 2009 г. Иск был удовлетворен. Суд вынес решение, обязывающее ОАО «К» заключить трудовой договор с И. В этом случае в основании возникновения трудового отношения между И. и ОАО «К» имеет место сложный состав: решение суда и трудовой договор.

Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые в силу ст. 19 ТК определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде.

Во исполнение решения суда наниматель обязан заключить трудовой договор со дня обращения к нему гражданина с предложением о заключении трудового договора.

9. Основанием возникновения трудового правоотношения признается фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе.


[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 1998 г. № 536.

[2] Утверждено приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 15 февраля 1996 г. № 58 с последующими изменениями.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (101), июнь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.