№ 8, август 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Некоторые аспекты регулирования труда медицинских работников

Рубрика «Трудовое законодательство»

Н.М. Черноруцкая, юрист

Согласно ст. 100 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственные органы, после окончания полномочий по выборной должности предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.

В некоторых случаях предоставление прежней работы избранным работникам после окончания срока полномочий требует дополнительных условий. Приведем пример из практики.

ПРИМЕР 1

Депутат до своего избрания на четырехлетний срок работал врачом. После истечения срока полномочий захотел вернуться к прежнему нанимателю, чтобы продолжить заниматься медицинской практикой. Статья 62 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» в редакции Закона от 20 июня 2008 г. устанавливает условие допуска к медицинской практике после долгого перерыва (более трех лет) - повышение квалификации или прохождение курсов переподготовки. Но в этой статье содержится исключение из общего правила: «за исключением лиц, которым гарантии их трудовых прав установлены законодательными актами Республики Беларусь». Возникает вопрос, подпадает ли под исключение, к которому отсылает данная норма, гарантия ст. 100 ТК? Полагаю, что депутатская деятельность приводит к девальвации медицинских по­знаний, поэтому в данной ситуации было бы целесообразным, по моему мнению, заключить трудовой договор с условием прохождения курсов переподготовки.

Аналогичная, на мой взгляд, ситуа­ция возникает, когда врач уходит из организации здравоохранения на государственную службу, например, в городской отдел здравоохранения г. Минска или в Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Будет ли госслужба признана перерывом в медицинской деятельности? В соответ­ствии с п. 5 Инструкции о порядке присвоения (снижения, лишения) ква­лификационных категорий медицин­ским (фармацевтическим) работникам, утвержденной постановлением Мини­стерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. № 232 (далее - Инструкция), в стаж работы по специальности засчитывается время работы на должностях в аппарате Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в управлениях здравоохранения областных исполнительных комитетов (комитете по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета), органах управления здравоохранением ведомственных организаций здравоохранения. Кроме того, в Инструкции говорится о присвоении именно квалификационных категорий, хотя согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г.
«О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями государственным служащим устанавливаются только классы.

Целевая подготовка

Общеизвестно, что сфера здравоохранения испытывает постоянный дефицит кадров. Особенно остро эта проблема стоит на периферии, хотя не избежали ее и крупные города, особенно в амбулаторно­поликлинической сети.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов кадровых служб государственных организаций здраво­охранения на новые правила работы с абитуриентами медицинских вузов, которые предусмотрены Правилами приема в высшие учебные заведения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80, с последующими изменениями и дополнениями.

Для удовлетворения потребностей в кадрах организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, осуще­ствляется целевая подготовка специалистов. Прием абитуриентов для обучения на условиях целевой подготовки специалистов производится в пределах 30 % от контрольных цифр приема специальности медицин­ского профиля. Цифры приема на условиях целевой подготовки специалистов утверждаются по специальностям учре­дителями вузов.

Отбор абитуриентов, изъявивших желание обучаться на условиях целевой подготовки, осуществляется заказчиком из числа выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально­-технического образования, проживающих в Республике Беларусь в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах. Абитуриент должен закончить учреждение образования в одном из указанных населенных пунктов, обучаясь и проживая там не менее двух лет. Абитуриент, изъявивший желание обучаться на условиях целевой подготовки по специальностям медицинского профиля, должен иметь в документе об образовании по предметам вступительных испытаний в соответствии с профилем (направлением) специальности отметки не ниже 6 баллов.

Основанием для участия в конкурсе на целевое место является оформленный в трех экземплярах договор на целевую подготовку между абитуриентом и государственной организацией или мест­ным исполнительным и распорядительным органом, заинтересованным в целевой подготовке специалистов (далее - заказчик). Существенным условием такого договора является срок отработки после окончания вуза, который состоит из срока работы по распределению, установленного законодательством, и срока работы по договору на целевую подготовку, определяемого сторонами. При этом срок работы по договору на целевую подготовку устанавливается не менее трех лет. Для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов договор, заключенный между абитуриентом, прошедшим по конкурсу на целевые места, и заказчиком, подписывается также руководителем вуза.

Таким образом, абитуриент медицин­ского вуза должен осознавать, что его поступление в вуз по целевому контракту удлинит срок обязательной отработки и составит в общей сложности 5 лет: 2 года отработки по распределению как молодого специалиста и 3 года отработки по условию целевого контракта. А если учесть еще предварительную 11­месячную работу в качестве врача­интерна, то этот период составит почти 6 лет, когда у работника не будет свободы выбора нанимателя.

Трудовой отпуск
врачу-­интерну

На практике возникают вопросы о предоставлении трудового отпуска врачу­-интерну после 11­месячного срока работы в этом качестве. Дело в том, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры» (далее - Инструкция о порядке организации и прохождения интернатуры) срок прохождения интернатуры для врачей­-интернов определен в 11 месяцев. Как правило, прохождение интернатуры, в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры осуще­ствляется для врачей-­интернов с 1 августа по 30 июня следую­щего года. Именно этот календарный 11­месячный период не включается в срок работы молодого специалиста по распределению, но засчитывается в стаж работы. Но тогда возникает вопрос: а в каком статусе - врача­-интерна или уже врача­-специа­листа - работник претендует на трудовой отпуск? Ответ дан в п. 6 Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры, который гласит, что трудовой отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска врача соответствующей специальности, предоставляется врачам-­интернам после прохождения интернатуры. Если база интернатуры не совпадает с местом работы по распределению, врача-­интерна увольняют 30 июня с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск. На практике в этом случае почти не прибегают к возможностям ст. 178 ТК (отпуск с последующим увольнением). Июль - перерыв в работе, который не учитывается ни в медицинском, ни в общем стаже, и только с 1 августа молодой специалист приступает к работе по распределению, заключив соответ­ствующий трудовой договор (контракт).

Если база интернатуры совпадает с местом работы по распределению, есть смысл предоставлять врачу­интерну заработанный им трудовой отпуск. Но суммарная продолжительность этого отпуска может превысить календарный месяц и молодой специалист не сможет приступить к работе по распределению 1 августа. На мой взгляд, это не будет являться нарушением законодательства, т.к. наниматель обеспечивает реализацию работником его права на отдых, особенно с учетом вредных
условий труда. После окончания трудового отпуска та же самая организация здравоохранения готовит для подписания трудовой договор (контракт) о работе по новой должности - врача-­специалиста. Другими словами, нет увольнения и прие­ма, нет перерыва в работе, а за срочным трудовым договором с врачом­интерном следует трудовой договор (контракт) о работе в качестве молодого специалиста. На практике поступают иначе: увольняют 30 июня как врача­интерна, а с 1 августа принимают на работу в ту же организацию как врача-­специалиста. В результате таких действий теряется гарантия предоставления врачу-­интерну трудового отпуска в натуре.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (103), август 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.