№ 9, сентябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Целевая подготовка работников: правовое регулирование

Рубрика «Комментарий»

Т.Н. Важенкова, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон об образовании) каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» с последующими изменениями и дополнениями;

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» с последующими изменениями;

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. «О профессионально­техническом образовании» с последующими изменениями;

Положение о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2000 г. № 406, с последующими изменениями и дополнениями;

Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702, с последующими изменениями и дополнениями;

Положение о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государ­ством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255, с последующими изменениями и дополнениями и др.

 

Одной из возможностей реализовать конституционное право на образование за счет средств республиканского или местных бюджетов является обучение по договору на целевую подготовку.

В настоящее время отношение к целевой подготовке неоднозначно, т.к. она имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например:

для граждан положительная сторона - льготное поступление и обучение за счет республиканского или местных бюджетов, отрицательная - увеличение срока отработки;

для заказчика положительная сторона - обеспечение квалифицированными кадрами, отрицательная - в некоторых случаях подготовленные специалисты находят возможности не отрабатывать установленный срок.

Учеными и практиками неоднократно высказывалось мнение о нецелесообразности обучения по договору на целевую подготовку, однако она помогает решать проблемы нехватки кадров организаций.

Комплексное регулирование отношений по целевой подготовке осуществляется Положением о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2000 г. № 406, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение), которое принято в целях создания необходимых условий для обеспечения по­требностей населенных пунктов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, других населенных пунктов в квалифицированных рабочих (служащих) и специалистах.

Последние существенные изменения и дополнения в регулирование целевой подготовки были внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 708 (далее - постановление № 708).

Для рассмотрения вопросов организации целевой подготовки предлагаем сравнительные нормы Положения в редакциях постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1257 (далее - постановление № 1257) и постановления № 708.

Из норм п. 1 Положения следует, что:

 целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов может осуществляться в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­-технического, среднего специального и высшего образования.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. «О профессио­нальнотехническом образовании» с последующими изменениями (далее - Закон о профессионально­техническом образовании) к учреждениям, обеспечивающим получение профессионально­технического образования, относятся профессионально-­технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально­-технические колледжи. Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80 «О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Правила приема в учебные заведения) к средним специальным учебным заведениям относит техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), средние школы­-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, лингвистические гимназии-колледжи, профессионально-­технические колледжи, высшие колледжи, а также колледжи, являющиеся структурными подразделениями высших учебных заведений;

целевая подготовка может осуществляться за счет средств республиканского или местных бюджетов;

субъектами отношений, возникающих при целевой подготовке являются заказчики, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, и граждане;

заказчиками могут быть государственные организации, местные исполнительные и распорядительные органы. При целевой подготовке рабочих (служащих) заказчиками также могут быть организации частной формы собственности. Употребление термина «частной» приведено в соответствие с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Согласно п. 1 ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. Обратим внимание, что из перечня заказчиков на подготовку кадров исключены индивидуальные предприниматели.

основанием возникновения отношений являются оформленные заявки на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов и заключенные договоры на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов.

Пункт 1 в редакции постановления № 1257

Пункт 1 в редакции постановления № 708

Настоящим Положением определяется порядок организации целевой подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-­технического, среднего специального и высшего образования (далее - учреждения образования), за счет средств республиканского или местных бюджетов и регулируются отношения между государственными организациями, местными исполнительными и распорядительными органами (далее - заказчики), республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правитель­ству Республики Беларусь, и гражданами в процессе оформления заявок о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов (далее - заявка) и заключения договоров о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов (далее - договор).

При целевой подготовке рабочих (служащих) заказчиками также могут быть организации негосударственной формы собственности и индивидуальные предприниматели.

Настоящим Положением определяется порядок организации целевой подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­-технического, среднего специального и высшего образования (далее - учреждения образования), за счет средств республиканского или местных бюджетов и регулируются отношения между государ­ственными организациями, местными исполнительными и распорядительными органами (далее - заказчики), республиканскими органами государственного управления, иными государ­ственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и гражданами в процессе оформления заявок на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов (далее - заявка) и заключения договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов (далее - договор).

При целевой подготовке рабочих (служащих) заказчиками также могут быть организации частной формы собственности.

 

Согласно п. 2 Положения целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется для удовлетворения потребности в кадрах не всех организаций, а только организаций:

находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек;

находящихся в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения либо в сельских населенных пунктах, а квалифицированных рабочих (служащих), кроме того, - в иных населенных пунктах.

Это означает, что целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих), может осуществляться для удовлетворения по­требности в кадрах для организаций, находящихся в любых иных населенных пунктах.

Целесообразно отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 243 такой же нормой дополнены Правила приема в учебные заведения.

Пункт 2 в редакции постановления № 1257

Пункт 2 в редакции постановления № 708

Целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется для удовлетворения по­требности в кадрах организаций, расположенных на территории радиоактивного загрязнения либо в сельских населенных пунктах, а квалифицированных рабочих (служащих), кроме того, - в иных населенных пунктах.

 

Целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется для удовлетворения потребности в кадрах организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения либо в сельских населенных пунктах, а квалифицированных рабочих (служащих), кроме того, - в иных населенных пунктах.

Важно отметить, что целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется в пределах утвержденных контрольных цифр приема. Внесенные в Положение изменения и дополнения уточняют, что контрольные цифры приема на условиях целевой подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов утверждаются по специальностям учредителями учреждений образования.

Целевая подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием осуществляется в пределах 30 % от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальности железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства.

Таким образом, дополнениями и изменениями, внесенными в Положение, верхняя планка, ограничивающая объем целевого приема в учреждения образования, поднята с 20 до 30 % от контрольных цифр приема и введена целевая подготовка кадров по железнодорожным специальностям.

Осталась без изменений норма, устанавливающая, что целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) осуществляется в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, и не должна превышать 50 % от контрольных цифр приема по учебной специальности (профессии).

Пункт 3 в редакции постановления № 1257

Пункт 3 в редакции постановления № 708

Целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется в пределах утвержденных контрольных цифр приема.

 

 

 

 

Целевая подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием осуществляется в пределах 20 % от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальности журналистики, культуры и искусства.

Целевая подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов в учреждениях образования осуществляется в пределах утвержденных контрольных цифр приема. Контрольные цифры приема на условиях целевой подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов утверждаются по специальностям учредителями учреждений образования.

Целевая подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием осуществляется в пределах 30 % от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальности железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства.

Положением определен порядок подачи заявок на целевую подготовку, который изменений не претерпел.

Наряду с оформлением заявок на целевую подготовку заключаются договоры на целевую подготовку. Договор заключается в соответствии с законодательством Республики Беларусь между тремя сторонами: гражданином, учреждением образования и заказчиком.

Отметим, что после 23 сентября 2006 г. в содержание установленной формы договора дважды вносились изменения и дополнения: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2008 г. № 2010 (далее - постановление № 2010) и постановлением № 708.

Так, постановлением № 2010 слова «паспорт (серия, номер), выданный (когда, кем)» заменены словами «документ, удостоверяющий личность (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего, идентификационный номер (при наличии)»; слова «паспортные данные» заменены словами «данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего, идентификационный номер (при наличии)». Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями установлено, что документами, удостоверяющими личность, являются паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца.

Постановлением № 708 название договора уточняется. Необходимо отметить, что в целях обеспечения единого употребления названия договора на целевую подготовку требуется внесение подобных изменений в ч. 11 ст. 10 Закона об образовании, ст. 30 Закона о высшем образовании, подп. 1.2 п. 1 ст. 12 Закона о профессионально-­техническом образовании. В настоящее время в этих нормативных правовых актах употребляется формулировка «договор о целевой подготовке».

Изменения, внесенные постановлением № 708, коснулись подп. 1.2 п. 1 договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов: слова «проработать по направлению» заменены словами «отработать у заказчика».

Частью 2 п. 6 Положения установлено, что существенными условиями договора являются:

  • учебная специальность (профессия), специальность (специализация), по которой осуществляется подготовка;
  • создание заказчиком условий для прохождения производственного обучения, практики, производственной практики в соответствии с требованиями, установленными учебными планами и программами;
  • трудоустройство гражданина в соответствии с полученной учебной специальностью (профессией), специальностью (специализацией) и соответствующей квалификацией;
  • срок отработки после окончания учреждения образования (ранее - срок работы по направлению у заказчика);
  • возмещение средств, затраченных государством на подготовку квалифицированного рабочего (служащего) и специалиста в республиканский и (или) местный бюджеты в соответствии с порядком и условиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.

Более подробно рассмотрим такое существенное условие договора как срок отработки после окончания учреждения образования, так как оно претерпело серьезные изменения. По новому законодательству срок отработки после окончания учреждения образования состоит из срока работы по распределению, установленного законодательством, и срока работы по договору, определяемому сторонами. При этом срок работы по договору устанавливается не менее трех лет для специалистов с высшим образованием и не менее одного года для квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов со средним специальным образованием.

Таким образом, выпускник, поступивший по целевому обучению должен будет отработать:

после окончания вуза не менее 5 лет: 2 года установленного законодательством срока работы по распределению (выпускники высших медицинских учебных заведений отрабатывают 2 года после прохождения стажировки (интернатуры)) + не менее 3 лет по договору на целевую подготовку;

после окончания ссуза не менее 3 лет: 2 года установленного законодательством срока работы по распределению + не менее 1 года по договору на целевую подготовку.

Отметим, что после получения профессионально-­технического образования выпускники обязаны отработать 1 год (ч. 1 п. 5 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование)[1], в то же время минимальный срок отработки по договору на целевую подготовку законодательством не установлен.

Говоря о существенных условиях договора необходимо обратить внимание на то, что подп. 3.5 п. 3 ст. 12 Закона о профессионально­-техническом образовании в договоре на целевую подготовку рабочих (служащих) установлено еще одно существенное условие: продолжение образования выпускника в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, по специальностям, заявленным организацией - заказчиком кадров.


[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 с последую­щими изменениями и дополнениями (далее - Положение о распределении).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (104), сентябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.