№ 9, сентябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности правового регулирования рабочего времени медицинских работников

Рубрика «Рабочее время»

Н.М. Черноруцкая, юрист

Согласно ч. 2 ст. 319 Трудового кодекса Республики Беларусь особенности условий труда медицинских работников регулируются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом с учетом норм, установленных Трудовым кодексом.

Со ссылкой на ст. 319 ТК издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» (далее - постановление № 533), разрешившее медицинским работникам выполнять работу по оказанию медицинской помощи сверх установленной для них продолжительности рабочего времени в пределах 900 (1800) часов в год.

Рабочие и служащие организаций здравоохранения с круглосуточным режимом работы названы в Перечне категорий работников, для которых может устанавливаться продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2008 г. № 104, с последующим дополнением.

Во исполнение ст. 114 ТК и на основе делегированного полномочия Министерство здравоохранения Республики Беларусь постановлением от 5 апреля 2000 г. № 6 утвердило перечень работников организаций здравоохранения любых организационно-правовых форм собственности, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (далее - постановление № 6).

Согласно ч. 3 ст. 113 ТК Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Однако вопреки ТК в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» с последующими изменениями и дополнениями (далее - постановление № 253) для определения права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требуется провести аттестацию рабочего места. Означает ли это, что постановление № 253, принятое со ссылкой на ст. 157 ТК (дополнительный отпуск), одновременно решает вопросы и ст. 113 ТК (сокращенная продолжительность рабочего времени)? Полагаю, что нет. В этом вопросе нужно руководствоваться постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда», которое было принято на основании Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».

Таким образом, специальные нормы сосредоточены в подзаконных актах, среди которых есть и акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В действующем Положении о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, с последующими изменениями и дополнениями функция регулирования трудовых отношений медицинских работников прямо не прописана.

Исходя из системного анализа приведенных выше нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том, что законодательство, устанавливая сокращенное рабочее время для медицинских работников, вместе с тем допускает работу сверх установленной продолжительности рабочего времени и удлиненную смену.

Теперь более подробно остановлюсь на специальных нормах.

Сокращенная продолжительность рабочего времени, обусловленная профессией

Постановлением № 6 установлены две разновидности сокращенной рабочей недели:

38,5-часовая рабочая неделя - врачам и среднему медицинскому персоналу большинства организаций здравоохранения и некоторых других;

33-часовая рабочая неделя - врачам-стоматологам всех наименований, кроме врачей стоматологов-хирургов стационаров, зубным врачам, зубным врачам-ортопедам; врачам и среднему медицинскому персоналу, постоянно занятому работой на лазерных установках 3-4 класса опасности; врачам врачебно-консультативных комиссий, врачам судебно-­психиатрическим экспертам.

Следовательно, право на сокращенную продолжительность рабочего времени для младшего медицинского персонала не предусмотрено.

Для сравнения отмечу, что в Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени медицинских работников введена на уровне Правительства Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» с последующим изменением, а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено давать разъяснения по вопросам применения данного постановления.

В Российской Федерации выделены четыре разновидности сокращенной рабочей недели:

36 часов в неделю - по перечню согласно приложению № 1;

33 часа в неделю - по перечню согласно приложению № 2;

30 часов в неделю - по перечню согласно приложению № 3;

24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамматерапию и экспериментальное гамма­облучение гамма­препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

В указанные перечни включен и младший медицинский персонал.

Сокращенная продолжительность рабочего времени в связи с вредными условиями труда

В настоящее время действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 (далее - Список). Список предусматривает и занятость во вредных условиях труда в организациях здравоохранения, которая дает право на продолжительность рабочей недели 35 часов. В соответствующих главах этого Списка названы работники, относящиеся к младшему медицинскому персоналу.

Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени

Трудовой кодекс различает следующие виды так называемых переработок сверх нормы продолжительности рабочего времени:

  • ненормированный рабочий день (ст. 118-1);
  • сверхурочная работа (ст. 119);
  • работа в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни (ст. 142, 147);
  • совместительство (гл. 32).

В медицине введена еще одна разновидность переработки, которая не предусмотрена ТК.

ПРИМЕР 1

В организации многие врачи работают сверх установленной нормы рабочего времени. Такая работа оформляется приказом нанимателя - на период отсутствия основного работника или до укомплектования вакантной должности (трудовой договор не оформляется). Возникает вопрос: как быть с работой сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени?

Постановление № 533 установило медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, допустимую продолжительность работы сверх установленного рабочего времени до 900 часов в год, для работающих в организациях здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также врачей участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, - до 1800 часов в год. Причем оплата производится за фактически отработанное время в обычные дни недели в одинарном размере.

Несмотря на то что постановление № 533 было принято Правительством и в нем не было указания Министерству здравоохранения Республики Беларусь давать разъяснения по нему, тем не менее Министерство здравоохранения в своем письме от 20 мая 2009 г. № 03-2-07/848-168 «О применении нормативных актов» распространило среди подведомственных государственных организаций следующую информацию: «Оказание медицинской помощи осуществляется с участием работников, не имеющих медицинского образования, но оказывающих медицинскую помощь (уход за больными, помощь медицинской сестре в проведении медицин­ских манипуляций, гигиенический туалет лежачих пациентов, транспортировку пациентов, кормление, выполнение санитарно-­гигиенических мероприятий, проведение дезинфекционных мероприятий, регистрацию больных, хранение и доставку медицинской документации и др., т.е. названные работники находятся в постоянном контакте с больными и работают во вредных и (или) опасных условиях труда). В связи с этим разъясняем, что действие норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» распространяется как на работников, имеющих медицинское образование, так и на работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, но допущенных в установленном порядке к занятию должностей медицинских работников, а также иных лиц, работающих в области здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи (дезинфекторы, инструкторы­-дезинфекторы, медицинские регистраторы, инструкторы по лечебной физкультуре с высшим образованием, сестры-хозяйки, младшие медицинские сестры, санитарки и другие работники, определенные ранее понятиями «средний медицинский персонал» и «младший медицинский персонал»)».

В данном письме, которое не является нормативным правовым актом, усматривается попытка отступить от легального толкования термина «медицинский работник», данного в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г.; далее - Закон о здравоохранении). Статья 1 однозначно определяет, что медицинский работник - физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании установленного образца, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно­-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, и что медицинская помощь осуществляется именно медицинскими работниками. В письме же Министерства здравоохранения Республики Беларусь указано, что лица без медицинского образования «обеспечивают оказание медицинской помощи» и в качестве примера названы санитарка, сестра-хозяйка. На мой взгляд, пример не совсем удачный, т.к. работа указанных лиц относится к так называемым сервисным, а не к медицинским услугам.

На момент подготовки новой редакции Закона о здравоохранении уже действовали российские нормы, которые можно было учесть при решении вопроса, кого относить к медицинским и фармацевтическим работникам. Для справки приведу утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 526 профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников:

1. Профессиональная квалификационная группа
«Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня»

Квалификационные уровни

 

Должности служащих, отнесенные

к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

 

санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица

2. Профессиональная квалификационная группа «Средний медицинский
и фармацевтический персонал» (5 квалификационных уровней)

3. Профессиональная квалификационная группа «Врачи и провизоры»
(4 квалификационных уровня)

4. Профессиональная квалификационная группа «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)»

1 квалификационный уровень

 

заведующий структурным подразделением* (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.)

2 квалификационный уровень

 

заведующий отделением хирургического профиля стационаров

* Кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров.

В новом постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 61 «Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием» выделены следующие должностные категории медицинских работников:

Раздел I. Должности служащих с высшим медицинским образованием

в соответствии со специальностями и квалификациями

1.1. Руководители организаций здравоохранения (за исключением аптечных организаций и организаций медицинской техники)

1.2. Руководители обособленных подразделений (больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой помощи, станции переливания крови и другие) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел

1.3. Руководители структурных и (или) обособленных подразделений (больницы, амбулатории) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел

1.4. Врачи-специалисты (старшие)

...

Раздел III. Должности служащих со средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии со специальностями и квалификациями

основного или дополнительного образования

...

3.2. Специалисты со средним медицинским (фармацевтическим) образованием (главная медицинская сестра, техник-массажист, лаборант (старший), рентгенолаборант (старший), медицинская сестра (старшая), фельдшер (старший), акушерка (старшая), зубной техник (старший), помощник врача­-специалиста, медицинский статистик и др.

...

Таким образом, санитарки, сестры-хозяйки и др. в Республике Беларусь отнесены к рабочим специальностям. Допустить же в отношении рабочих, занятых в организациях здравоохранения, переработку, оплачиваемую одинарно и не квалифицируемую как сверхурочная работа с повышенной оплатой, означает отступление от основных принципов трудового права.

Полагаю, что введение дополнительных часов переработки допустимо только в целях обеспечения квалифицированной медицинской помощью населения, так как именно медицинских работников с медицинским образованием сегодня не хватает. На мой взгляд, всеобщее распространение этой правовой модели на всех работников, занятых в организациях здравоохранения, недопустимо.

Сверхурочная работа в медицине

По общему правилу сверхурочная работа допускается с согласия работника и имеет предельную годовую квоту - не более 120 часов (ст. 119, 120, 122 ТК). Как исключение допускается сверхурочная работа без согласия работника и без включения ее в предельную квоту часов. В числе оснований для такого исключения ст. 121 ТК называет «оказание экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения». Данная формулировка, полагаю, имеет неточности. В медицине осуществляют деятельность не только учреждения, но и частные коммерческие организации. Далее, как следует из легального определения медицинской помощи, ее оказывают медицинские работники, т.е. служащие с высшим или средним медицинским образованием. В Законе о здравоохранении нет определения экстренной медицинской помощи. В статье 16 данного Закона указаны две формы медицинской помощи: скорая (неотложная) и плановая.

Скорая (неотложная) медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состоя­ния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.

Если предположить, что «экстренная медицинская помощь» и «скорая (неотложная) медицинская помощь» - идентичные понятия, то получается, что сверхурочные в медицине на основании ст. 121 ТК возможны в случаях, когда «требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство». Причем главным образом эта норма адресована не специализированным организациям здравоохранения, осуществляющим этот вид медицинской помощи (станциям и больницам скорой помощи, травмопунктам), а организациям здравоохранения, работающим в обычном режиме. Например, пациент с острой зубной болью должен получить медицинскую помощь и после окончания смены врача­стоматолога (начата операция незадолго до окончания смены, а продолжается она после окончания смены врача). Все это случаи сверхурочной работы, компенсируемой по правилам ст. 69 ТК.

Привлечение к работе в выходной день

В качестве исключительного случая привлечения к работе в выходной день без согласия работника ст. 143 ТК называет «оказание медицинским персоналом экстренной медицинской помощи». Данная формулировка не согласована с терминами Закона о здравоохранении и может вызывать проблемы на практике. В частности, не ясно, кого относить к медицинскому персоналу.

Нет ясности и в вопросе, как должен работать механизм реализации права пациента на выбор лечащего врача (ст. 41 Закона о здравоохранении).

ПРИМЕР 2

Беременная женщина выбирает врача-­акушера­-гинеколога, между ней и роддомом заключается договор, в котором в том числе указывается, что роды будет принимать конкретный врач. Но роды происходят не в смену этого врача. Возникает вопрос, как квалифицировать процедуру привлечения выбранного пациенткой врача к работе в его выходной день? Если врач был в курсе заключенного договора, то это можно расценить как привлечение к работе с его согласия, причем таких вызовов на работу может быть не более 12 дней в году (ст. 142, 144 ТК). Если врач не согласен работать в выходной день, то можно ли в этой ситуации ссылаться на «экстренность» медицинской помощи и игнорировать его согласие? Вероятно, да. Но может сложиться ситуация, когда востребованного врача-­акушера­-гинеколога будут вызывать на роды (потому что таков выбор пациентки) и у него при этом не будет выходных дней.

Приложением № 2 к постановлению от 21 января 2001 г.[1] утверждены условия оплаты труда работников здравоохранения. В пункте 11 данного приложения предусмотрено, что за дежурства на дому в нерабочее время врачей, среднего медицинского персонала организаций здравоохранения производится доплата из расчета 50 % оклада за фактическое время дежурства. Доплата за дежурства на дому в выходные и праздничные дни осуществляется в одинарном размере. С момента вызова указанных работников в организацию для оказания медицинской помощи доплата производится из расчета оклада врача или среднего медицинского работника соответствующей специальности за фактически отработанные часы с учетом доплат за работу в ночное время.

Кстати, отмечу, что в Российской Федерации «дежурства на дому» в нерабочее время отменили как не предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.


[1] Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (104), сентябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.