№ 3, март 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Право подписи кадровых документов

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.Э. Самосейко, юрист

В ходе своей профессиональной деятельности работники кадровых служб достаточно часто сталкиваются с передачей руководителем организации права подписи кадровых документов. Однако порядок передачи права подписи кадровых документов не урегулирован действующим законодательством.

В результате на практике возникают многочисленные вопросы, которые неоднократно обсуждались на профессиональном форуме кадровиков kadrovik.by[1].

Для того чтобы говорить о передаче права подписи кадровых документов, вначале следует поставить следующие вопросы:

1. Возможна ли вообще передача полномочий руководителем организации в сфере трудовых отношений?

2. Какие документы относятся к кадровым?

3. Как оформить предоставление права подписи: посредством ее закрепления в трудовом договоре, локальном нормативном правовом акте, приказе или посредством выдачи доверенности?

1. Трудовое законодательство допускает возможность передачи полномочий руководителя организации.

Правовое обоснование:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь и иные акты законодательства о труде оперируют специальным понятием - «уполномоченное должностное лицо нанимателя», под которым кроме руководителя организации понимают заместителей руководителя организации, руководителя обособленного подразделения (его заместителей), руководителя структурного подразделения (его заместителей), мастера, специалиста или иного работника, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (ст. 1 ТК);
  • возможность передачи полномочий предусмотрена, в частности, в ст. 201 ТК, п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих[2], п. 45 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников[3].

2. Законодатель не приводит ни определения понятия «кадровые документы», ни исчерпываю­щего перечня таких документов. На практике под ними понимают документы, которые выдает наниматель или с которыми он работает при реализации своей функции (трудовой договор, приказы по личному составу, трудовая книжка и т.д.).

3. Исходя из анализа действующего законодательства о труде, предлагается пошаговый порядок оформления передачи права подписи.

Шаг 1. Закрепляем право подписи кадровых документов в качестве трудовой функции работника.

Полагаю, что подписание кадровых документов от имени нанимателя - это та же трудовая функция, которая требует своего закрепления в трудовом договоре, в должностной инструкции или в иных локальных нормативных правовых актах (см. п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (110), март 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.