№ 6, июнь 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

А.Н. Гараева, главный экономист отдела развития систем оплаты труда главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Основной вид деятельности предприятия - производство столярных изделий, не основной вид деятельности - грузоперевозки.

Просим разъяснить порядок применения ст. 91 ТК с учетом специфики работы организации.

1. Считаются ли служебной командировкой поездки водителя грузового автомобиля ГАЗ для собственных нужд предприятия в г.п. Городея (110 км от Минска), п. Дубовляны (1 км от Минска)?

2. Является ли правом нанимателя или обязанностью установление такому водителю надбавки за разъездной характер работы согласно Положению об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие)[1]?

3. В случае установления надбавки за разъездной характер работы указанному водителю можно ли применить норму ст. 91 ТК о том, что не считаются служебными командировками поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер?

4. В случае если по контракту время окончания рабочего дня водителя - 17.00, а фактически он возвращается из однодневных поездок позже, то переработанные часы следует считать сверхурочными часами работы?

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

При этом не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

Порядок и условия направления работника в командировку, в том числе в однодневную, в пределах Республики Беларусь регулируются нормами Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь[2].

Кроме того, при направлении водителя в командировку необходимо руководствоваться Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта[3].

С 1 января 2008 г. установлен размер возмещения расходов (суточных) при служебных командировках, осуществляемых в пределах Республики Беларусь, в такую местность, откуда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, - 7500 руб[4].

Согласно нормам ст. 99 ТК для работников, занятых на автомобильном транспорте, выплачиваются надбавки за подвижной и разъездной характер работы (далее - надбавки). Условия, порядок и размеры выплаты данных надбавок установлены Положением об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).

В случае, если работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, надбавки за подвижной и разъездной характер работы к заработной плате работников устанавливаются в размере 50 % от нормы суточных при однодневных служебных командировках (с 01.01.2008 по настоящее время - 7500 руб. х 50 / 100 = 3750 руб.).

Названные надбавки, а также суточные, выплачиваемые сверх размеров, установленных законодательством, производятся за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.

Нормами ст. 63 ТК предусмотрено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников организаций устанавливаются нанимателем самостоятельно на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Учитывая изложенное, полагаем, что в приведенном случае поездки водителя грузового автомобиля для собственных нужд предприятия в г.п. Городея (110 км от г. Минска) можно отнести к однодневным служебным командировкам. Что касается поездок водителя грузового автомобиля в п. Дубовляны (1 км от г. Минска), то относить данные поездки к служебным командировкам нецелесообразно.

В то же время решение вопроса о том, являются ли в приведенном случае однодневные поездки водителя грузового автомобиля служебной командировкой (с оформлением соответствующих документов) и нужно ли устанавливать данному водителю указанные выше надбавки, находится в компетенции нанимателя и отражается в локальных нормативных правовых актах, действующих в организации.

Наниматель вправе разработать нормативный правовой акт, действующий в организации (приказ, Положение), на основании которого, в зависимости от дальности расстояния и времени нахождения работника в пути, будет решаться вопрос о том, является ли однодневная поездка служебной командировкой с оформлением соответствующих документов.

При этом в случае если по контракту время окончания рабочего дня водителя - 17.00, а фактически он возвращается из однодневных поездок после 17.00, то переработанные часы следует считать сверхурочными часами работы водителя, независимо от того, оформлено ли направление в служебную командировку.

 


[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 763 с последующими изменениями и дополнениями.

[2] Утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 35 (в ред. постановления от 29 февраля 2008 г. № 29).

[3] Утверждено постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13.

[4] Пункт 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. № 197 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках».

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (113), июнь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.