Практика показывает, что некоторые наниматели испытывают затруднения при разрешении вопросов документального оформления факта простоя на одном рабочем месте, в структурном подразделении или временной приостановки работы во всей организации. Простой, являясь событием неоднородным и многообразным, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. В настоящее время на законодательном уровне отсутствуют правила оформления различных видов простоя, перечень и формы рекомен-дуемых документов, отражающих факт простоя. Оформление простоя зависит от установ-ленной в организации учетной политики и особенностей различных видов простоя.
При оформлении простоя основными задачами нанимателя являются:
-
установление факта простоя;
-
определение причины простоя;
-
определение времени начала (и по возможности окончания) простоя;
-
определение вины;
-
определение порядка оплаты работникам времени простоя.
Кроме того, наниматель решает дополнительные задачи, связанные с временным отсутствием работы на рабочем месте:
-
решение вопроса о временном переводе работника на другую работу (при наличии объемов работ);
-
определение материального ущерба, нематериальных потерь (при необходимости);
-
разработка плана действий по скорейшему возобновлению работы;
-
разработка мероприятий по преодолению последствий простоя и недопущению простоев в будущем;
-
наложение дисциплинарных взысканий на лиц, виновных в простое или способствующих своим действием или бездействием возникновению простоя, увеличению периода простоя, потерь от простоя.
Наниматели в локальных нормативных правовых актах (например, положении об учете рабочего времени работников) могут отразить порядок учета и оформления времени различных видов простоя (внутрисменного, целосменного, длительного, устанавливаемого по факту возникновения, объявляемого предварительно в связи с объективными причинами и т.п.).
Наиболее значимой при возникновении временного отсутствия работ по причине производственного или экономического характера является документальная фиксация факта простоя. Формы, способы, порядок отражения факта простоя могут определяться нанимателем самостоятельно в ЛНПА организации, исходя из организационной целесообразности, удобства, специфики производства, видов простоя.
Факт простоя обычно фиксируется в акте о простое, листке учета простоев. Практика дает нам много примеров различных подходов по отражению факта простоя в организации. Так, одни наниматели каждый факт простоя фиксируют в акте о простое и учитывают время простоя в листках учета простоев, другие наниматели избирательно используют применение актов о простое, например, внутрисменные простои учитывают в листках учета простоев, а целосменные простои оформляют актами о простое, третьи наниматели факт простоя считают отраженным при наличии докладной записки о простое руководителя структурного подразделения.
Форма листка учета простоев утверждена постановлением Министерства промыш-ленности Республики Беларусь от 7 апреля 2006 г. № 4 с последующими изменениями.
Листок учета простоев (форма Т-16) предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы рабочему за время простоя[1]. Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.
Форма Т-16
Форма по ОКУД
_______________________________________
(наименование организации)
Таблица 1
Листок № _____ учета простоев
от «___» _______________ 20___ г.
Таблица 2
Табельный номер
|
Фамилия, инициалы
|
Категория
|
Тарифная ставка, руб.
|
Раз-ряд
|
При-чина простоя
|
Время простоя
|
Продолжительность простоя, ч, мин
|
Процент оплаты
|
Сумма к оплате, руб.
|
начало, ч, мин
|
окончание, ч, мин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
Руководитель структурного
подразделения _______________ ________________ __________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Мастер (бригадир) _______________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
|
[1] См.: п. 10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (122), март 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.