№ 3, март 2011

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Всё о простое (окончание)

Рубрика «Трудовое законодательство»

О.И. Гасюкевич, юрист

Практика показывает, что некоторые наниматели испытывают затруднения при разрешении вопросов документального оформления факта простоя на одном рабочем месте, в структурном подразделении или временной приостановки работы во всей организации. Простой, являясь событием неоднородным и многообразным, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. В настоящее время на законодательном уровне отсутствуют правила оформления различных видов простоя, перечень и формы рекомен-дуемых документов, отражающих факт простоя. Оформление простоя зависит от установ-ленной в организации учетной политики и особенностей различных видов простоя.

При оформлении простоя основными задачами нанимателя являются:

  • установление факта простоя;
  • определение причины простоя;
  • определение времени начала (и по возможности окончания) простоя;
  • определение вины;
  • определение порядка оплаты работникам времени простоя.

Кроме того, наниматель решает дополнительные задачи, связанные с временным отсутствием работы на рабочем месте:

  • решение вопроса о временном переводе работника на другую работу (при наличии объемов работ);
  • определение материального ущерба, нематериальных потерь (при необходимости);
  • разработка плана действий по скорейшему возобновлению работы;
  • разработка мероприятий по преодолению последствий простоя и недопущению простоев в будущем;
  • наложение дисциплинарных взысканий на лиц, виновных в простое или способствующих своим действием или бездействием возникновению простоя, увеличению периода простоя, потерь от простоя.

Наниматели в локальных нормативных правовых актах (например, положении об учете рабочего времени работников) могут отра­зить порядок учета и оформления времени различных видов простоя (внутрисменного, целосменного, длительного, устанавливаемого по факту возникновения, объявляемого предварительно в связи с объективными причинами и т.п.).

Наиболее значимой при возникновении временного отсутствия работ по причине производственного или экономического характера является документальная фиксация факта простоя. Формы, способы, порядок отражения факта простоя могут определяться нанимателем самостоятельно в ЛНПА организации, исходя из организационной целесообразности, удобства, специфики производства, видов простоя.

Факт простоя обычно фиксируется в акте о простое, листке учета простоев. Практика дает нам много примеров различных подходов по отражению факта простоя в организации. Так, одни наниматели каждый факт простоя фиксируют в акте о простое и учитывают время простоя в листках учета простоев, другие наниматели избирательно используют применение актов о простое, например, внутрисменные простои учитывают в листках учета простоев, а целосменные простои оформляют актами о простое, третьи наниматели факт простоя считают отраженным при наличии докладной записки о простое руководителя структурного подразделения.

Форма листка учета простоев утверждена постановлением Министерства промыш-ленности Республики Беларусь от 7 апреля 2006 г. № 4 с последующими изменениями.

Листок учета простоев (форма Т-16) предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы рабочему за время простоя[1]. Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Форма Т-16

 

                            

                                                                                                                                    Форма по ОКУД

                _______________________________________                                             

                    (наименование организации)                      

Таблица 1

 

Листок № _____ учета простоев

от «___» _______________ 20___ г.

Таблица 2

Табельный номер

 

Фамилия, инициалы

 

Категория

 

Тарифная ставка, руб.

 

Раз-ряд

 

При-чина простоя

 

Время простоя

 

Продолжительность простоя, ч, мин

 

Процент оплаты

 

Сумма
к оплате, руб.

 

начало, ч, мин

 

окончание, ч, мин

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ИТОГО 

 

 

 

 

Руководитель структурного                           

подразделения _______________                                            ________________                         __________________

 (должность)                                                         (подпись)                                      (инициалы, фамилия)

Мастер (бригадир) _______________                                                                                    ___________________

                     (подпись)                                                                                      (инициалы, фамилия)


 


[1] См.: п. 10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (122), март 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.