В силу предписаний ст. 358 Трудового кодекса Республики Беларусь соглашением является нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.
Генеральные, тарифные, местные соглашения, коллективные договоры составляют в совокупности иерархическую систему, основывающуюся на приоритетности соглашений более высокого уровня при заключении договоров (соглашений) более низкого уровня.
Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.
Поскольку генеральное соглашение решает лишь общие вопросы взаимоотношений нанимателей и профсоюзов, определяя в то же время согласованные позиции сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и совместные действия по их реализации, то его заключение предшествует заключению нижестоящих соглашений и коллективных договоров.
В связи с этим Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2011-2013 годы[1] представляет интерес не только для нанимателей, но и для работников.
Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и профсоюзов договорились совместными усилиями добиваться развития экономики, укрепления экономического и финансового положения ее отраслей путем осуществления целого ряда мер в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, повышения инвестиционной активности, конкурентоспособности национальной экономики, реструктуризации и реформирования организаций.
Генеральное соглашение не только закрепило важнейшие задачи социальной политики, общие для Сторон, но и определило основные направления и параметры, которые должны стать отправными при заключении тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.
Определены меры в области бюджетно-налоговой и ценовой политики, в области реструктуризации и реформирования организаций, в области укрепления финансового положения организаций.
В частности, в области реструктуризации и реформирования организаций это:
-
содействие реструктуризации и реформированию хозяйствующих субъектов, обеспечивающих модернизацию производства, максимальную занятость работников, достойную оплату труда;
-
принятие действенных мер по реформированию организаций, прежде всего неэффективно работающих, проведение реструктурирования долгов этих организаций, создание рабочих мест для высвобождаемых работников;
-
применение механизма санации убыточных организаций, обеспечивающей сохранение трудовых коллективов и рабочих мест;
-
развитие малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства товаров, продукции, работ, услуг и создания новых рабочих мест.
В области укрепления финансового положения организаций это:
-
повышение эффективности управления государственным имуществом в целях пополнения доходов республиканского и местных бюджетов, роста заработной платы работников организаций;
-
стимулирование энергосбережения, рационального использования материальных ресурсов и др.
Главными целями политики в области доходов населения в соответствии с п. 3 Генерального соглашения признано систематическое повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социальных групп населения, уменьшение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Обращает на себя внимание следующее.
Если по перечню основных направлений в указанной области положения Генерального соглашения перекликаются с соответствующими положениями Генерального соглашения на 2009-2010 годы, то новым следует признать конкретные меры, закрепленные в п. 8 и 9 Генерального соглашения, в силу которых Стороны обязуются принять меры по повышению уровня заработной платы и сокращению количества организаций, имеющих среднюю заработную плату ниже 200 долларов США в эквиваленте, а также обеспечить приближение уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, к уровню среднемесячной заработной платы работников промышленности.
Намечено проведение постоянной работы по финансовому оздоровлению организаций, обеспечению их безубыточной работы с целью сохранения постоянной занятости работников, повышения заработной платы (п. 12 Генерального соглашения).
[1] Генеральное соглашение подписано 30 декабря 2010 г. по поручению сторон сопредседателями Национального совета по трудовым и социальным вопросам, представляющими соответственно Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения нанимателей и республиканские объединения профсоюзов: первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, Председателем Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» А.Д. Харлапом и Председателем Федерации профсоюзов Беларуси Л.П. Козиком.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (123), апрель 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.