Специалистов для кадровых служб в учебных заведениях республики начали готовить не так давно. Даже на высокоразвитых прогрессивных предприятиях большинство кадровиков - это вчерашние инженеры, юристы, педагоги, психологи, но отнюдь не дипломированные специалисты по работе с персоналом. В то же время должностные обязанности сотрудников отделов кадров за последние годы изменились коренным образом, от преимущественно регистрационных функций они переходят к аналитическим. Значительно увеличилась активность отделов кадров в непосредственном участии в разработке стратегии развития организации. В практической деятельности кадровых служб постоянно возрастают роль и значение современных информационных технологий. Поэтому вопросы последипломного обучения кадровиков, в том числе повышения их квалификации, сегодня очень актуальны.
На них отвечает начальник центра менеджмента института «Кадры индустрии» Геннадий Владимирович ЧИМАНСКИЙ.
«Отдел кадров»: Геннадий Владимирович, известно, что организация профессиональной учебы персонала является одной из основных задач в деятельности отделов кадров. А как обстоят дела с повышением квалификации самих кадровиков и какова роль в этом процессе института «Кадры индустрии»?
Геннадий Чиманский: В республике создана определенная система последипломного профессионального обучения руководителей и специалистов отделов кадров, удовлетворяющая в основном как хозрасчетные предприятия, так и бюджетные организации. Они проходят обучение на собственной базе предприятий и в учреждениях дополнительного образования, к которым относится и Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов предприятий и организаций «Кадры индустрии». Только в центре менеджмента данного института за последние полтора года по образовательным программам повышения квалификации и обучающих курсов обучено свыше 350 руководителей и специалистов отделов кадров промышленных, строительных, транспортных, энергетических предприятий и медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных и других организаций. Причем профессиональное обучение в центре дифференцированно проходят несколько должностных категорий кадровиков. Это заместители руководителей организаций по работе с персоналом, начальники отделов кадров, сотрудники, ведущие вопросы подбора персонала, специалисты по подготовке кадров, работники, занимающиеся оформлением пенсий. Кроме пятидневных повышений квалификации в центре проводятся краткосрочные семинары по специфичным узким проблемам кадровой работы. Например, в этом году состоялось несколько однодневных семинаров по разъяснению требований Кодекса Республики Беларусь об образовании, вступающего в силу уже с 1 сентября текущего года.
«О.К.»: Приведенное вами количество слушателей говорит о том, что институт занимает свою достойную нишу на рынке образовательных услуг для работников отделов кадров. За счет чего это достигнуто?
Г.Ч.: Причин несколько. На мой взгляд, главная из них заключается в том, что из пяти работников центра трое - это в недавнем прошлом опытные практические работники кадровых служб крупных предприятий Минска, то есть проблемы работы с персоналом им хорошо знакомы. Поэтому в программы обучения руководителей и специалистов отделов кадров включаются такие специфичные кадровые вопросы, как перспективное и текущее планирование кадровой работы, прогнозирование потребности в персонале, современные формы работы по отбору кадров, их профессиональному обучению, заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, принципы и методы работы с резервом на руководящие должности, мотивация и аттестация персонала, оформление отпусков, пенсий, заполнение трудовых книжек, ведение иной кадровой документации и другие. Перед слушателями с разбором конкретных ситуаций из практики работы с людьми выступают высококвалифицированные психологи, а также опытные руководители кадровых служб ведущих предприятий Минска. Интерес у обучаемых всегда вызывают справочно-информационные материалы в бумажном варианте и на электронных носителях, содержащие последние нормативные документы, а также презентации прочитанных лекций, копии статей из газет и журналов на различные темы работы с персоналом, образцы кадровых документов. Данные материалы постоянно актуализируются. Во многом объективной самооценке руководителей и специалистов кадровых служб помогает проводимое в рамках учебы тестирование слушателей на тему «Оценка профессиональных склонностей и личностных качеств».
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (126), июль 2011 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.