В статье рассматриваются практические рекомендации работнику кадровой службы, которые можно использовать для проверки и восстановления кадровой документации организации.
большинстве случаев необходимость проведения внутреннего аудита кадровой документации в организации возникает:
при увольнении работника кадровой службы;
при смене руководителя организации;
перед плановыми проверками государственных органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде (Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);
при необходимости проверки кадровой документации и приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Поэтому можно сделать вывод, что целями внутреннего аудита кадровой документации в организации являются:
проверка правильности ведения кадровой документации, выявление и устранение имеющихся недостатков;
восстановление утерянной кадровой документации.
законодательная база
Трудовой кодекс Республики Беларусь
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями (далее — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек)
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм, утвержденная приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 с последующими изменениями (далее — УСОРД)
Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 с последующими изменениями
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125, с последующими изменениями
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»
Правила Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 30 апреля 1997 г. № 5 «Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь»
Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2, и т.д.
Большое значение имеют правильное оформление трудовых отношений и ведение кадровой документации. Наиболее важные документы, которые должны быть в кадровой службе:
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание;
должностные и рабочие инструкции работников;
графики работ (сменности);
график трудовых отпусков;
положение об оплате труда;
трудовые договоры (контракты);
организационно-распорядительные документы по личному составу;
личные дела работников;
договоры о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности;
личные карточки рабочих;
трудовые книжки;
книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
табель использования рабочего времени;
положение и инструкции по охране труда и технике безопасности;
справки (иные документы) о прохождении медосмотра.
Данные документы могут быть потребованы проверяющими органами при проведении проверки или судебными органами при рассмотрении дел.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (133), февраль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.