№ 2, февраль 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране труда

Рубрика «Контроль и надзор»

В.В. Демидович, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры г. Минска, младший советник юстиции Н.Л. Жуковец, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры г. Минска, советник юстиции

 

Прокурорский надзор направлен на координацию деятельности органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере общественной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан. Данные органы обеспечивают осуществление необходимых мероприятий безопасности производства и жизнедеятельности людей, надлежащего надзора за исполнением законодательства данными органами, в т.ч. путем проведения органами прокуратуры самостоятельных проверок исполнения законодательства об охране труда.

 

К

онституция Республики Беларусь в числе основных прав граждан называет право на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41).

Конституционные положения конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь (гл. 16), Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда), иных нормативных правовых актах.

Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими при возникновении между ними трудовых отношений, а также в случае привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) работающих, которые не связаны с работодателями трудовыми отношениями. Перечень такой категории лиц указан в ч. 2 ст. 2 Закона об охране труда.

Проводимые на постоянной основе органами прокуратуры г. Минска мониторинг соблюдения законодательства об охране труда и анализ причин производственного травматизма, в т.ч. гибели людей, свидетельствуют:

о недостаточно эффективной системе обеспечения безопасных условий труда, пожарной безопасности на объектах жизнедеятельности людей и производстве;

низкой правовой культуре руководителей и специалистов, должностных лиц организаций;

отсутствии или недостаточном количестве квалифицированных специалистов в службе охраны труда, что препятствует принятию эффективных управленческих решений в данной области.

В целях профилактики нарушений законодательства об охране труда, производственного травматизма и правового просвещения нанимателей, работников кадровых служб и служб охраны труда остановимся на основных характерных направлениях проведения прокурорами проверок соблюдения субъектами хозяйствования законодательства об охране труда.

При организации проверок прокурорские работники руководствуются:

Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о прокуратуре);

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Указ № 510);

Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее — Положение);

иными актами законодательства, а также приказами Генерального прокурора Республики Беларусь, определяющими порядок деятельности органов прокуратуры в данной сфере надзора.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (133), февраль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.