№ 2, февраль 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

А.А. Климович, юрист

Можно ли уведомление об увольнении работника высылать не заказным, а простым письмом, сохраняя при этом копию уведомления в исходящих документах и регистрируя его?

Поскольку в вопросе не говорится конкретно, по какому основанию происходит увольнение работника, можно рассматривать две ситуации:

предупреждение нанимателем работника не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении при расторжении договора по п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников (ч. 3 ст. 43 ТК);

предупреждение нанимателем работника не позднее чем за один месяц до истечения срока действия контракта о своем решении прекратить трудовые отношения в соответствии с требованиями ч. 3 п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180[1].

Основное отличие этих двух ситуаций состоит лишь в минимальном сроке предупреждения работника о предстоящем увольнении. И Трудовой кодекс, и Указ № 180 говорят об обязанности нанимателя предупредить работника о предстоящем увольнении (прекращении трудовых отношений) в письменной форме. На практике, как правило, это производится следующим образом: наниматель составляет предупреждение в двух экземплярах, один из которых получает работник. Факт ознакомления подтверждается личной  подписью работника.

Более сложная ситуация, когда нет возможности вручить работнику такое предупреждение по объективным причинам (нахождение работника в трудовом или социальном отпуске, временная нетрудоспособность). В таком случае наниматель, как правило, «страхуется» на случай возможного возникновения в последующем трудового спора в суде, а следовательно, старается принять все исчерпывающие и зависящие от него меры по своевременному предупреждению работника о предстоящем увольнении — направляет такое предупреждение заказным письмом или заказным письмом с уведомлением (последний вариант является предпочтительным, поскольку наниматель получает квиток о вручении письма адресату). Вместе с тем в законодательстве ничего не говорится о том, что в данном случае наниматель обязан направлять такие письма. На нанимателя возлагается именно обязанность предупредить работника в установленный законодательством минимальный срок[2].



[1] Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» с последующими изменениями (далее — Указ № 180).

 

[2] В пункте 47 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями говорится, например, о конкретной обязанности нанимателя направить работнику заказное письмо с уведомлением с указанием о необходимости получения трудовой книжки, если работник отсутствует на работе в день увольнения.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (133), февраль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.