С 1 сентября 2011 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс об образовании). Согласно ст. 50 данного Кодекса педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).
Таким образом, на законодательном уровне выделяют три группы педагогических работников:
руководители учреждений образования и их структурных подразделений;
воспитатели, учителя, профессорско-преподавательский состав;
методисты.
Руководители учреждениЙ образования
В указанной триаде наибольший вопрос вызывает отнесение к педагогическим работникам типичных управленцев — менеджеров высшего и среднего звена. Правда, для них возможен вариант «играющего тренера», когда руководитель учреждения помимо своей основной управленческой трудовой функции берет на себя педагогическую нагрузку. Причем эта возможность установлена подзаконным актом. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 26[1] предусмотрено, что руководители (их заместители) учреждений образования (их структурных подразделений) могут выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов за ставку.
Но даже если руководитель не использует такую возможность, он все равно считается педагогическим работником.
Более того, принадлежность к этой категории дает руководителям учреждений образования право на основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней[2].
Трудно себе представить эффективного топ-менеджера, отсутствующего 56 дней в календарном году. Причем на практике нередки варианты одновременного ухода в длительный отпуск и руководителя учреждения образования, и его штатного заместителя. В таком случае юридическое лицо остается без функционирующего исполнительного органа.
Есть случаи, когда руководитель учреждения образования самостоятельно устанавливает по своей должности дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (до 7 календарных дней). А если учесть еще дни контрактного отпуска (до 5 календарных дней), то в сумме максимальная продолжительность трудового отпуска руководителя учреждения образования может составлять 68 календарных дней.
Правда, стоит сделать оговорку: ст. 162 Трудового кодекса Республики Беларусь позволяет присоединять дополнительные отпуска только к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня.
Но даже с учетом этой оговорки продолжительность трудового отпуска руководителя учреждения образования слишком велика. Надо еще учесть, что на практике именно в отношении руководителей учреждений образования активно используется норма об отзыве из отпуска (ст. 174 ТК). Механизм отзыва может привести к увеличению расходов из фонда заработной платы, поскольку из альтернативы, содержащейся в ч. 3 ст. 174 ТК (присоединение неиспользованной части отпуска к отпуску за следующий рабочий год, что еще больше удлиняет отпуск, или компенсация в денежной форме всех неиспользованных дней отпуска), руководитель (как работник), конечно же, выберет деньги.
Полагаю, что такой подход к правовому статусу руководителя учреждения образования необоснован, затратен в экономическом смысле и нуждается в пересмотре.
[1] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников» с последующими изменениями.
[2] См. Перечень организаций и должностей педагогических работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 1418).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (133), февраль 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.