№ 3, март 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Антикоррупционные ограничения: изменения в законодательстве

Рубрика «Трудовое законодательство»

Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь

Р.В. Киеня,

начальник отдела комплексных ревизий и координации
работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления
Министерства промышленности Республики Беларусь

Антикоррупционные ограничения: изменения в законодательстве

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о государственной службе) внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу 11 февраля 2012 г.[1]

Кроме того, в Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) внесены изменения и дополнения, которые вступят в силу 12 апреля 2012 г.[2]

Одной из существенных новелл Закона о государственной службе является расширение перечня ограничений, связанных с государственной службой.

Пункт 1 ст. 22 Закона о государственной службе дополнен подп. 1.13, согласно которому государственный служащий не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Эта же статья дополнена п. 3-1, в соответствии с которым при поступлении на государственную службу граждане, имеющие документы, указанные в подп. 1.13 п. 1 данной статьи, обязаны передать их на время прохождения государственной службы в кадровую службу соответствующего государственного органа[3].

Законом о борьбе с коррупцией с учетом изменений и дополнений от 22 декабря 2011 г.:

расширен круг лиц, которые относятся к государственным должностным лицам;

введен новый правовой институт «конфликт интересов» в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, установлен порядок предотвращения и урегулирования таких конфликтов;

дополнен перечень антикоррупционных ограничений для государственных должностных лиц (определен порядок заключения государственными должностными лицами от имени государственных и негосударственных организаций сделок с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются супруги, близкие родственники или свойственники государственных должностных лиц, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися их супругами, близкими родственниками или свойственниками);

предоставлено право определенному кругу государственных должностных лиц лично либо через доверенных лиц принимать участие в управлении коммерческими организациями, доли участия (акции, права) в уставных фондах которых находятся в собственности этих государственных должностных лиц.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

В связи с принятием изменений и дополнений в вышеназванные законы кадровым службам государственных органов, иных государственных организаций, а также негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %, предстоит провести совместно с другими службами значительный объем организационно-практических мероприятий, а именно:

1) определить круг работников, которые являются государственными должностными и приравненными к ним лицами;

2) довести до государственных должностных и приравненных к ним лиц информацию об изменениях и дополнениях, внесенных в Закон о борьбе с коррупцией и Закон о государственной службе, в т.ч. разъяснить государственным должностным лицам их обязанности по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

3) уделить особое внимание разъяснению лицам, которые со вступлением в силу изменений и дополнений в Закон о борьбе с коррупцией впервые приобретут статус государственного должностного лица, их новых антикоррупционных обязанностей;

4) переоформить письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, а также законодательством о государственной службе (для государственных служащих) (далее — антикоррупционное обязательство), включив в него дополнительные ограничения;

5) заблаговременно до вступления в силу изменений и дополнений в Закон о борьбе с коррупцией разъяснить государственным должностным лицам, а также лицам, которые 12 апреля 2012 г. впервые приобретут статус государственного должностного лица, что неподписание ими антикоррупционного обязательства повлечет за собой освобождение их от занимаемой должности (путем увольнения, перевода на другую должность, не относящуюся к должностям государственных должностных лиц, и др.);

6) вручить государственным должностным лицам под роспись обновленное антикоррупционное обязательство и разъяснить его содержание;

7) определить порядок лишения лиц, отказавшихся подписать антикоррупционное обязательство, статуса государственного должностного лица.

 



[1] Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь"».

[2] Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией"».

[3] Из решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» следует, что к таким документам относится, например, Карта поляка.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (134), март 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.