№ 4, апрель 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики

Рубрика «Трудовое законодательство»

Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Как правило, под конфликтом интересов понимается противоречие (столкновение) между личными (частными) интересами должностного лица и публичными (общественно-правовыми) интересами, когда есть основания полагать, что должностное лицо уже не в состоянии действовать объективно и беспристрастно, а оказывается под влиянием личных интересов, которые могут стать причиной принятия им решений или совершения других действий по службе, нарушающих права и законные интересы других граждан, организаций, общества, государства.

В правоприменительной практике выделяют два вида конфликтов интересов — реальный и потенциальный.

Реальный конфликт интересов возникает в ситуации, когда должностное лицо фактически выполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов.

Потенциальный конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо в случае выполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов.

 

НА ЗАМЕТКУ

Ситуации, при которых должностное лицо под влиянием личных интересов ненадлежащим образом выполнило свои служебные обязанности, следует рассматривать уже не как конфликт интересов, а как состоявшийся факт неправомерного поведения, злоупотребления служебными полномочиями или даже коррупции.

 

Конфликты интересов могут присутствовать в деятельности любых должностных лиц, однако на законодательном уровне регулированию чаще всего подвергаются механизмы управления конфликтами интересов, с которыми сталкиваются государственные служащие и другие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.

Управление конфликтами интересов в организациях частного сектора экономики, как правило, осуществляется в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами этих организаций, в том числе кодексами профессиональной этики.

Согласно абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» в редакции от 22 декабря 2011 г. (далее — Закон о борьбе с коррупцией) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Таким образом, законодатель установил правовое регулирование лишь тех конфликтов интересов, которые возникают в деятельности государственных должностных лиц. Кроме того, к конфликтам интересов он отнес ситуации, когда на государственное должностное лицо влияют или могут повлиять не только его личные интересы, но и личные интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников.

 

НА ЗАМЕТКУ

Государственными должностными лицами являются:

– Президент Республики Беларусь;

– депутаты Палаты представителей;

– члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;

– иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %;

– иные лица, перечисленные в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Конфликт интересов — сложная правовая категория с неоднозначными характеристиками, допускающими различные, зачастую субъективные, трактовки.

Одним из наиболее спорных по содержанию является термин «личные интересы», который фактически выступает синонимом термина «личная заинтересованность».

В Законе о борьбе с коррупцией личные инте­ресы отнесены к категории внеслужебных интересов.

В некоторых нормативных правовых актах Республики Беларусь используются понятия «имущественный и иной личный интерес» и «корыстная и иная личная заинтересованность».

Отсюда следует, что личные интересы включают в себя как имущественные, так и неимущественные интересы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.