Кто готовит документы для назначения пенсии гражданину?
Согласно ст. 75 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении) обязанность по оформлению пенсионных документов и представлению к назначению пенсии возложена в отношении:
работающих граждан (и членов их семей в случае потери кормильца) — на работодателя по месту последней работы гражданина;
неработающих граждан — непосредственно на самих граждан.
Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите.
Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.
В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в т.ч. при пониженном возрасте), работодателем на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются списки.
Списки составляются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В них должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество работника;
день, месяц и год его рождения;
должность (профессия) и наименование структурного подразделения;
основания назначения пенсии;
общий и специальный стаж работы.
В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.
При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — по розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.
На основе всех собранных документов работодатель оформляет представление для назначения пенсии.
Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.
Куда и когда необходимо обращаться гражданину за назначением пенсии?
Назначение пенсии носит заявительный характер, и поэтому для реализации приобретенного права на пенсию гражданин должен обратиться за назначением пенсии в установленном порядке. При этом он должен знать, что обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
Обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.
Обращение за назначением пенсии осуществляется путем подачи соответствующего письменного заявления в орган, назначающий пенсию, — управление по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов (управление социальной защиты администраций — в г. Минске).
При этом в соответствии со ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении работающий гражданин подает указанное заявление через работодателя по месту последней работы.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (137), июнь 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.