№ 6, июнь 2012

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Пенсии: типичные вопросы

Рубрика «Трудовое законодательство»

Л.М. Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Кто готовит документы для назначения пенсии гражданину?

Согласно ст. 75 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» с последующими изменениями (далее — Закон о пенсионном обеспечении) обязанность по оформлению пенсионных документов и представлению к назначению пенсии возложена в отношении:

работающих граждан (и членов их семей в случае потери кормильца) —  на работодателя по месту последней работы гражданина;

неработающих граждан — непосредственно на самих граждан.

Приказом или распоряжением работодателя определяется работник (группа работников), ответственный за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите.

Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.

В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию (в т.ч. при пониженном возрасте), работодателем на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются списки.

Списки составляются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. В них должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество работника;

день, месяц и год его рождения;

должность (профессия) и наименование структурного подразделения;

основания назначения пенсии;

общий и специальный стаж работы.

В отношении работников, включенных в указанные списки, работодатель осуществляет предварительную подготовку документов для назначения им пенсий, включая документы, подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.

При необходимости должны быть приняты меры по истребованию недостающих документов, а в соответствующих случаях — по розыску свидетелей, которые, по мнению работника, могли бы подтвердить периоды его работы.

На основе всех собранных документов работо­датель оформляет представление для назначения пенсии.

Работодатель за месяц до достижения работником пенсионного возраста и приобретения права на пенсию извещает его о порядке обращения за пенсией.

Куда и когда необходимо обращаться гражданину за назначением пенсии?

Назначение пенсии носит заявительный характер, и поэтому для реализации приобретенного права на пенсию гражданин должен обратиться за назначением пенсии в установленном порядке. При этом он должен знать, что обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию.

Обращение за назначением пенсии осуществляется путем подачи соответствующего письменного заявления в орган, назначающий пенсию, — управление по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов (управление социальной защиты администраций — в г. Минске).

При этом в соответствии со ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении работающий гражданин подает указанное заявление через работо­дателя по месту последней работы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (137), июнь 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.