№ 1, январь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Информационное письмо «О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ»

Рубрика «Официально»

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В марте 2012 г. в связи с ростом количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь (далее — Департамент) в адрес органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов было направлено информационное письмо, содержащее примеры наиболее характерных нарушений требований безопасности труда при их выполнении, и были предложены мероприятия по устранению указанных нарушений.

Год подходит к концу, однако, как показывает анализ оперативных данных Департамента, ситуация с травмированием работников элементами колес в результате их разрыва при производстве вышеуказанных работ существенно не изменилась. За период
с апреля по ноябрь 2012 г. в республике произошло 8 несчастных случаев с тяжелым исходом (всего за истекший период 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в рес­публике пострадало 13 работников, в т.ч. 1 погиб).

Проведенный мониторинг причин несчастных случаев, происшедших в период с апреля
по ноябрь 2012 г., показывает, что в большинстве из них по прежнему имели место нарушения, связанные с недостатками в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, допуском потерпевших к работам не по специальности, неудовлетворительным содержанием и организацией рабочих мест, а также невыполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (46,2 % от общего количества причин). При этом вина нанимателя была установлена в 57 % расследованных несчастных случаев.

Вместе с тем следует обратить внимание и на значительный удельный вес несчастных случаев, происшедших исключительно по вине работников. Так, в 3 из 7 расследованных случаев единственной причиной, приведшей к их наступлению, явилось нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда потерпевшими.
С одной стороны, указанное свидетельствует о беспечности самих работников, а с другой — о недостатках в системе контроля со стороны руководства организаций к обеспечению охраны труда, что зачастую порождает такую беспечность.

Установленные нарушения требований безопасности труда, повлекшие несчастные случаи с тяжелыми последствиями, в полной мере позволяют сделать вывод о том, что отдельными должностными лицами организаций различных организационно-правовых форм собственности не принято должных мер по реализации предложений Департамента, изложенных в информационном письме «О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ» (исх. № 02-15/182 от 14 марта 2012 г.).

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.

2.2. Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. Организовать посты смены колес.

2.3. Запретить демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, а также снятие с транспортного средства колес с разборными ободьями, когда шина находится под давлением.

2.4. Не допускать накачивание шин в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (144), январь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.