№ 2, февраль 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Исполнение обязанностей руководителя: оформляем правильно

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.М. Аникович, юрист

В любой организации возникают ситуации, когда ее руководитель в силу различных причин не может выполнять свои должностные обязанности.

Причины отсутствия руководителя могут быть разными: нахождение в отпуске, на больничном, в командировке, увольнение и т.д.

Поскольку деятельностью организации необходимо постоянно управлять, она не может существовать без руководителя либо лица, исполняющего его обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь руководитель организации — это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации определяются законодательством, учредительными документами, а также трудовым договором. Согласно ч. 1
ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законо­дательными актами.

Для того чтобы эффективность деятельности организации не пострадала во время
отсутствия руководителя, его функции целесообразно возложить на другого работника. На практике часто применяют понятие «исполнение обязанностей руководителя», однако в законодательных актах такой термин не закреплен. Также не установлен и специальный порядок назначения лица, исполняющего обязанности руководителя, поэтому следует использовать имеющиеся правовые формы оформления временного заместительства руководителя.

Под исполнением обязанностей подразумевается юридическая форма обеспечения временного исполнения полномочий руководителя организации в случаях, когда он не может их осуществлять по тем или иным причинам. Причина отсутствия руководителя имеет принципиальное значение при выборе способов его временного замещения.

Условно все причины можно разделить на две группы:

  • причины, не приводящие к открытию ва­кансии руководителя (отпуск, болезнь, коман­дировка);
  • причины, при которых должность руководителя становится вакантной (к примеру, увольнение).

Рассмотрим способы временного заместительства руководителя, когда его должность не является вакантной.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (145), февраль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.