№ 3, март 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Ошибки, допускаемые при сменной работе

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.Э. Самосейко, юрист

Согласно ст. 194 ТК  график сменности — это локальный нормативный правовой акт, определяющий конкретный режим рабочего времени при сменной работе.

Риски ошибок при сменной работе

Риски для нанимателя:

  • риск дезорганизации деятельности организации или ее подразделения (из-за невыхода работника по графику сменности в связи с ненадлежащим доведением до него графика сменности или ненадлежащим его составлением);
  • риск совершения незаконного увольнения работника за прогул;
  • риск привлечения к административной ответственности по ст. 9.19 Кодекса Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях и т.п.;
  • риск невозможности законного привлечения работника к полной материальной ответственности.

Риск для работника:

  • риск незаконного увольнения за прогул.
  • Ошибки при сменной работе классифицированы в зависимости от этапа действий нанимателя по введению режима сменной работы (см. табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм действий нанимателя по введению режима сменной работы

Этап 1. Принятие решения о введении сменного режима работы

 

 

Шаг 1. Инициирование введения сменной работы

 

 

Шаг 2. Анализ целесообразности введения сменной работы

 

 

Шаг 3. Принятие решения о введении сменной работы и назначение лиц, ответственных за реализацию ее введения

 

 

Шаг 4. Устранение препятствий для введения сменной работы (совместимость с другими режимами рабочего времени и т.п.)

 

Этап 2. Регламентация сменной работы

 

 

Шаг 1. Закрепление правил сменной работы в локальных нормативных правовых актах (правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, должностных инструкциях и т.п.)

 

 

Шаг 2. Разработка и утверждение формы графика сменности

 

 

Шаг 3. Разработка шаблонных условий о сменной работе в трудовых договорах, дальнейшая конкретизация их в трудовых договорах с работниками, принимаемыми на работу на условиях сменной работы (если данный режим отличается от установленного у нанимателя)

 

Этап 3. Составление графика сменности на определенный период времени

 

 

Шаг 1. Составление проекта графика сменности: определение рабочего времени, времени отдыха, порядка чередования смен, а также передачи смен и иных условий, если они не предусмотрены иными локальными нормативными  правовыми актами или трудовым договором

 

 

Шаг 2. Подписание проекта графика сменности лицом, уполномоченным на его составление

 

 

Шаг 3. Согласование проекта графика сменности со всеми заинтересованными лицами (согласно принятому у данного нанимателя порядку делопроизводства)

 

 

Шаг 4. Обязательное согласование графика сменности с профсоюзом (если он есть в организации)

 

Этап 4. Утверждение графика сменности и доведение его до сведения работников

 

 

Шаг 1. Утверждение графика сменности руководителем организации или иным уполномоченным им лицом

 

 

Шаг 2. Регистрация графика сменности (присвоение ему регистрационного индекса)

 

 

Шаг 3. Доведение графика сменности до работников

 

 

Шаг 4. Учет рабочего времени при сменной работе

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (146), март 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.