№ 5, май 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности трудовых отношений приемных родителей

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

В соответствии со ст. 32 Конституции Рес­публики Беларусь (далее — Конституция) детство наряду с браком, семьей, материнством, отцовством находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, забо-титься об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физи-ческому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их за-меняющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заме-няющие, не выполняют своих обязанностей.

Конституционные нормы нашли свое дальнейшее развитие в актах отраслевого зако-нодательства, прежде всего в законодательстве о браке и семье.

В части 1 ст. 185 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) закре-плено право всех детей на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание.

Основными направлениями государственной семейной политики Республики Беларусь[1]  и КоБС определен приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством согласно ст. 66 КоБС.

В этой связи каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей вследствие сиротства либо иных причин, гарантируется принятие государством мер по защите его прав и законных интересов, в том числе и путем его определения в другую семью.

В силу требований ч. 3 ст. 185 КоБС органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Рес­публики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны принимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление, в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа). Подросток имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки и при осу-ществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства.

Таким образом, согласно ч. 1 ст. 170 КоБС приемная семья является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Правовой статус приемной семьи определяется нормами КоБС, Закона Республики Бе-ларусь от 21 декабря 2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, остав-шихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующими изменениями (далее — Закон о гарантиях по соци-альной защите детей-сирот), Положения о приемной семье[2] (далее — Положение о приемной семье).

Согласно ст. 1 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот приемной семьей признается семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Положением о приемной семье на основании договора об усло-виях воспитания и  содержания детей и трудового договора.

Приемная семья, как было отмечено ранее, является одной из форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.



[1] 1 Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 с последующими изменениями.

[2] 2 Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678  с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (148), май 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.