№ 6, июнь 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

О.И. Гасюкевич, юрист

Работник трудится в организации около года. Недавно у работника возникла необходимость в ксерокопии трудовой книжки, за которой он обратился к руководителю организации, т.к. трудовые книжки работников организации хранятся в его сейфе. Копия была сделана. При ознакомлении с записями трудовой книжки было установлено, что запись о приеме на работу к данному нанимателю отсутствует. Невнесение записи о приеме на работу руководитель нанимателя мотивировал тем, что запись о работе вносится при прекращении трудовых отношений. Прав ли в данном случае наниматель и что необходимо предпринять работнику в случае, если действия нанимателя неправомерны?

Наниматель не прав. Так, в соответствии с нормами ч. 2 ст. 50 Трудового кодекса Республики Беларусь, п. 1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников[1] (далее — Инструкция) трудовые книжки признаются основным документом о трудовой деятельности и ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 календарных дней, в т.ч. на сезонных и временных работников, а также на внештатных работников и работников-надомников, если работа в этой организации является для работника основной.

Согласно п. 15 Инструкции основанием для внесения в трудовую книжку записей о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, заключении контракта, увольнении, а также о награждениях и поощрениях является приказ (распоряжение) нанимателя. Запись, точно соответствующая формулировке приказа (распоряжения), вносится после его издания, но не позднее недельного срока, а при увольнении — в день увольнения.

Из требований законодательства следует, что запись в трудовую книжку о приеме работника на работу вносится после издания нанимателем приказа о приеме, но не позднее недельного срока.

В сложившейся ситуации работник может устно или письменно потребовать от нанимателя внесения записи о приеме на работу в трудовую книжку со ссылкой на п. 15 Инструкции. Если требование работника не будет удовлетворено, работник вправе обратиться в соответствующий Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с просьбой о проведении проверки в части ведения трудовых книжек работников организации.

Если с работником заключен контракт и работник намеревается прекратить трудовой договор по ст. 41 ТК, то он может обратиться в специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, проф­союз или суд для установления факта нарушения законодательства о труде. 



[1] Утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 с последующими изме­нениями.


Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (149), июнь 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.