№ 7, июль 2013

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Отдельные вопросы проведения проверок Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и административной ответственности за нарушения законодательства о труде

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.А. Герасименок, юрист

Пунктом 23 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Указ), Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) отнесен к контролирующему (надзорному) органу, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Пунктом 3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом (далее — Положение), установлено, что контрольная (надзорная) деятельность осуществляется исходя в том числе из следующих основных принципов:

  • презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
  • законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
  • открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
  • равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
  • открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
  • ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
  • предупреждения совершения правонарушений.

Подпунктом 1.2 п. 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» с последующими изменениями (далее — постановление № 144) определено, что способами осуществления Департаментом проверок являются:

  • посещение и осмотр в порядке, установленном законодательством, территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;
  • проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), в том числе в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
  • истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
  • привлечение экспертов, специалистов;
  • получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверя­емого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и за­щите информации;
  • вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, име­ющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • использование при проведении проверки технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • изъятие у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинников документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки, либо истребование выписок из них или копий;
  • истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
  • проведение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации Респуб­лики Беларусь, отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (150), июль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.