Обязан ли наниматель повышать профессиональный уровень работников или это его право?
Да, обязан.
Из статьи 2201 Трудового кодекса Республики Беларусь следует, что наниматель должен обеспечить дополнительное обучение (профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников) в случаях, установленных:
- законодательством;
- коллективным договором, соглашением;
- трудовым договором.
Условие об обеспечении нанимателем повышения работником квалификации должно обязательно содержаться в контракте согласно подп. 7.10 п. 7 Примерной формы контракта нанимателя с работником[1].
Обучение направлено на профессиональное совершенствование работника, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, формирование профессиональных навыков, а также присвоение новой квалификации на уровнях высшего и среднего специального образования.
Дополнительное образование осуществляется в учреждениях образования, получивших в соответствии с законодательством Республики Беларусь специальное разрешение (лицензию).
Каковы права и обязанности работника при повышении его профессионального уровня?
У работников также имеется обязанность повышать свой профессиональный уровень. Есть как законодательно урегулированные обязанности работника по повышению квалификации, так и право любого работника повысить свой профессиональный уровень.
Например, повышение квалификации является служебной обязанностью прокурорского работника.
Какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы, связанные с направлением работника на повышение квалификации, переподготовку, стажировку?
- Трудовой кодекс.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» с последующими изменениями:
– Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов;
– Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 101 «Об утверждении Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» с последующими изменениями.
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 115 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с последующими изменениями.
[1] Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 с последующими изменениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (156), январь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.