Принятие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40 «О трудовых книжках» (далее — постановление) обусловлено вступлением 25 июля 2014 г. в силу Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон).
К компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Законом отнесены вопросы определения образца трудовой книжки, порядка ведения трудовых книжек и вкладышей к ним, дубликатов трудовых книжек на территории Республики Беларусь, а также порядка расчетов за выданные трудовые книжки (вкладыши к ним), их учета и порядка хранения нанимателем.
Таким образом, постановлением установлены образец трудовой книжки, вкладыша к ней, а также утверждена Инструкция о порядке ведения трудовых книжек (далее — Инструкция), которая, в частности, определяет порядок их заполнения, выдачи трудовых книжек (вкладышей к ним), дубликатов трудовых книжек, расчетов за трудовые книжки (вкладыши к ним), их учет и порядок хранения нанимателем.
Постановлением определено, что бланки трудовых книжек и вкладышей к ним образца республиканской трудовой книжки 1995 года, имеющиеся у нанимателей, являются действительными до их полного использования.
Инструкция содержит ряд норм по вопросам, которые ранее не были урегулированы.
Так, Инструкция определяет понятие трудовой книжки, случаи, в которых она выдается, а также конкретизирует перечень работников, на которых оформляются и ведутся трудовые книжки.
В частности, определено, что трудовые книжки ведутся также на домашних работников, членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Определены сведения, которые вносятся в трудовую книжку, порядок их внесения, а также сведения, которые не вносятся в трудовую книжку.
Также предусмотрено внесение в трудовую книжку записей при приеме на работу лиц, не имеющих соответствующей квалификации (разряда, класса) по профессии; о назначении на должность временного (антикризисного) управляющего и освобождении от исполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей временного (антикризисного) управляющего.
Инструкцией установлен порядок внесения (исправления) записей в трудовой книжке работника в случае обнаружения пропущенной, неправильной или неточной (неполной) записи, а также порядок заверения записей в трудовой книжке работника в случае смерти нанимателя — физического лица.
Инструкция не содержит норм, отсылающих к личной карточке формы Т-2, ведение которой с 22 ноября 2007 г. не является обязательным.
Постановление вступило в силу 10 сентября 2014 г.