Что такое кадровая безопасность? Какова ее роль в деятельности организации?
В моем понимании кадровая безопасность, во-первых, — это состояние предприятия, при котором обеспечивается максимальная или оптимальная лояльность персонала по отношению к работодателю, а во-вторых — это такое состояние предприятия, когда персонал чувствует себя достаточно защищенным во взаимоотношениях с работодателем или с топ-менеджерами, которые занимаются управлением бизнеса.
Кадровая безопасность в первую очередь необходима для того, чтобы предприятие могло выполнять свои функции и обязательства, свое предназначение. При отсутствии надежного персонала предприятие не может достигать своих целей — ни больших, ни малых.
Что является залогом стабильной кадровой безопасности?
Залогом стабильной кадровой безопасности является участие в ее обеспечении всех звеньев предприятия на различных этапах установления взаимоотношений с работником, начиная от приема на работу и заканчивая его увольнением. Между приемом и увольнением стоят важные вопросы расстановки, воспитания, изучения профессиональных и личностных качеств сотрудника.
На каких этапах взаимодействия с работниками (собеседование, принятие на работу, сопровождение деятельности, увольнение и т.д.) меры кадровой безопасности особенно необходимы?
Первый и очень важный этап — это прием персонала на работу. Если здесь допускаются ошибки (а они возникают достаточно часто), то происходит проникновение на предприятие нежелательных сотрудников.
Здесь важно помнить, что сторона, которая поставила себе цель внедриться в компанию, тоже готовится к интервью и предпринимает определенные шаги для того, чтобы понравиться и пройти собеседование. Поэтому если во время приема на работу допускаются ошибки со стороны работодателя, например в виде поверхностного изучения кандидата на должность, то в таком случае велика вероятность попадания на предприятие нежелательных людей.
Еще один немаловажный этап — это работа с персоналом, т.е. изучение сотрудников, их профессиональных и личностных качеств, определенное воспитательное воздействие, укрепление морального духа и т.д. Это необходимо для того, чтобы сотрудники, которые не соответствуют идеалу по каким-либо критериям, имели перед глазами пример.
Отдельно среди всех составляющих процесса сопровождения деятельности работников хотелось бы выделить воспитание. Очень часто руководители и эйчары путают данный этап с адаптацией. Однако смешивать данные понятия нельзя ни в коем случае. Адаптация персонала, как правило, имеет место во время испытательного срока и, следовательно, заканчивается вместе с его окончанием. Воспитание же должно быть непрерывным процессом в течение всего времени работы работника на предприятии, вплоть до увольнения.
Вместе с тем здесь также существуют правильный и неправильный подходы. При неправильном подходе вопросами воспитания начинает заниматься сам руководитель организации, причем такое воспитание касается всех работников, от заместителя до уборщицы.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (166), ноябрь 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.