№ 4, апрель 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Экспат — как ящерица без хвоста

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Марина ШОРЕЦ

«Экспат — как ящерица без хвоста»

— Любите ли вы экспатов?

— Нет.

— Просто вы не умеете их готовить…

Разговор, подслушанный в рекрутинговом агентстве

Основной тренд в нашей стране — выехать из нее. Все, у кого есть знание иностранного языка и реальная возможность (или только реальная возможность), — стараются уехать.

Поэтому тем более интересны иностранные специалисты, которые знают язык, имеют «прописку и жилплощадь», работу у себя на родине — и все-таки приезжают к нам.

Why?

Мотив очевиден: белорусский рынок предлагает возможности, которые этому человеку европейский рынок не предлагает. Более высокую должность. Более высокий бонус. Социальный пакет.  И, конечно, амбициозные бизнес-цели: поднять, занять, отнять.

Difference. Отличие

Основное отличие иностранных специалистов от белорусов прекрасно описал один  директор-экспат:

— Понимаешь, в иностранной компании, пока ты там работаешь, тебе улыбаются и относятся очень доброжелательно.  Всегда спросят, как настроение, как дела… Но как только ты уходишь или тебя увольняют, все улыбки прекращаются, тебя просто перестают замечать.

После такого комментария я стала внимательно наблюдать за поведением экспатов, и готова поделиться своими наблюдениями.

История 1. Давай дружить

Она всегда рада меня видеть. Она инициирует наши встречи и «давай попьем коф-э». Она готова прийти на выручку и подсказать телефон нужного специалиста. Однако я всегда точно знаю, что именно она от меня хочет получить. Мне комфортно с этой женщиной, потому что наши деловые отношения окрашены в приятный дружеский цвет. А дружба имеет нежный взаимовыгодный оттенок.

Для чего приехал иностранный специалист? Для реализации своих профессиональных амбиций на новой территории. Наличие четкой цели делает человека целеустремленным и помогает легко отсекать лишнее и быть чутким к открывающимся возможностям.

Когда из года в год живешь на одной и той же территории, обрастаешь контактами, ритуалами, привычками, поддержание которых требует колоссальной энергии… на дело остается так мало сил. Экспат, по сути, как ящерица без хвоста: мобилен, стремителен и сфокусирован на одной цели. Эмоции не мешают его чистому разуму решать ежедневные логические задачки.

История 2. Intelligent, educated and smart person

Алекс любезно предложил подвезти меня до гостиницы. В тот же момент ему позвонили, и он сказал, что опаздывает к назначенному времени. Не сказал, конечно, что из-за меня. Но мне стало очень приятно.

Когда мы подъехали к гостинице, он не только проводил меня до рецепции, но и подождал, пока мне выдадут ключи.

Нет, дальше не то, что вы подумали. Просто я, переполненная благодарности барышня с психологическим образованием и привычками, нежно прикоснулась к его плечу.

— Спасибо!

По ровноокрашенным глазам Алекса я поняла, что мое «спасибо» в 150 раз душевнее, чем это было уместно. Он помогал мне не потому, что испытывал личную приязнь. Он просто так воспитан. Прекрасное воспитание и понимание ситуации. Не путать с добротой и симпатией.

Обаяние и интеллигентность иностранных специалистов означают именно обаяние и интеллигентность. А вовсе не любовь и привязанность, как привыкли мы, белорусы.

Как уже говорили выше, сосредоточенные на бизнес-цели своего «торгового визита», экспаты становятся неуязвимы для эмоций, которые обязательно затронули бы нашего соотечественника.

Это замечательно, когда человек видит цель и собирает все свои ресурсы для ее достижения.

Однако в разговоре с иностранцем иногда хочется перевести не только слова, но и те переживания, которые мы выражаем этими словами. Чувства. Эмоции. Настроение.

Хочется быть понятым, а не использованным, хоть я и понимаю, что на работе мы все в первую очередь human resource.

История 3. «Этот год — год экономии!»

— Пусть бы они у меня спросили, где можно сэкономить! Я за месяц смог бы им сэкономить… тысяч долларов!

Так темпераментно рассказывала белорусская сотрудница иностранной компании, где весь топ-менеджмент «оттуда». С ее точки зрения, деньги, которые тратятся на «представительские расходы», можно было бы потратить с гораздо большей эффективностью. Машины, которые предоставляются всем руководителям, офис в очень дорогом месте города, бесконечные совещания в шикарно оборудованной для этого meeting room — все эти деньги тратятся на создание впечатления. Только вот кого хотят впечатлить?

Так как я была знакома с этим предприятием до момента продажи его иностранным инвесторам, я знаю, что хозяин-белорус крайне рационально относился к деньгам и расходы были только те, которые напрямую приводили к доходам.

Бесхозяйственность. Такое впечатление производят компании, у которых вместо живого и неравнодушного хозяина — прописанные стандарты и большие бюджеты. Спустя очень короткое время «освоить бюджет» становится важнее, чем улучшить бизнес-результаты и создать нормальную рабочую атмосферу. У кого самые ослепительные корпоративы? Самые дорогие тренеры? Самые быстрые машины под топ- и мидл-менеджментом? Не отвечайте, это риторические вопросы.

Я — «за»!

Каждая встреча с хорошим специалистом обогащает и развивает белорусское предприятие. Мы на самом деле отстаем, например в производстве фильмов. Поэтому нам необходимы специалисты, которые уже сделали «Аватар», внедрили KPI и выстроили бережливое производство.

А еще хотелось бы научиться у экспатов продавать себя и свои профессиональные услуги дорого. Очень дорого, несмотря на вроде бы ограниченный бюджет покупателя. И вот за это я была бы очень благодарна… в рамках делового этикета, конечно.  

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 4 (159), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.