«Экспат — как ящерица без хвоста»
— Любите ли вы экспатов?
— Нет.
— Просто вы не умеете их готовить…
Разговор, подслушанный в рекрутинговом агентстве
Основной тренд в нашей стране — выехать из нее. Все, у кого есть знание иностранного языка и реальная возможность (или только реальная возможность), — стараются уехать.
Поэтому тем более интересны иностранные специалисты, которые знают язык, имеют «прописку и жилплощадь», работу у себя на родине — и все-таки приезжают к нам.
Why?
Мотив очевиден: белорусский рынок предлагает возможности, которые этому человеку европейский рынок не предлагает. Более высокую должность. Более высокий бонус. Социальный пакет. И, конечно, амбициозные бизнес-цели: поднять, занять, отнять.
Difference. Отличие
Основное отличие иностранных специалистов от белорусов прекрасно описал один директор-экспат:
— Понимаешь, в иностранной компании, пока ты там работаешь, тебе улыбаются и относятся очень доброжелательно. Всегда спросят, как настроение, как дела… Но как только ты уходишь или тебя увольняют, все улыбки прекращаются, тебя просто перестают замечать.
После такого комментария я стала внимательно наблюдать за поведением экспатов, и готова поделиться своими наблюдениями.
История 1. Давай дружить
Она всегда рада меня видеть. Она инициирует наши встречи и «давай попьем коф-э». Она готова прийти на выручку и подсказать телефон нужного специалиста. Однако я всегда точно знаю, что именно она от меня хочет получить. Мне комфортно с этой женщиной, потому что наши деловые отношения окрашены в приятный дружеский цвет. А дружба имеет нежный взаимовыгодный оттенок.
Для чего приехал иностранный специалист? Для реализации своих профессиональных амбиций на новой территории. Наличие четкой цели делает человека целеустремленным и помогает легко отсекать лишнее и быть чутким к открывающимся возможностям.
Когда из года в год живешь на одной и той же территории, обрастаешь контактами, ритуалами, привычками, поддержание которых требует колоссальной энергии… на дело остается так мало сил. Экспат, по сути, как ящерица без хвоста: мобилен, стремителен и сфокусирован на одной цели. Эмоции не мешают его чистому разуму решать ежедневные логические задачки.
История 2. Intelligent, educated and smart person
Алекс любезно предложил подвезти меня до гостиницы. В тот же момент ему позвонили, и он сказал, что опаздывает к назначенному времени. Не сказал, конечно, что из-за меня. Но мне стало очень приятно.
Когда мы подъехали к гостинице, он не только проводил меня до рецепции, но и подождал, пока мне выдадут ключи.
Нет, дальше не то, что вы подумали. Просто я, переполненная благодарности барышня с психологическим образованием и привычками, нежно прикоснулась к его плечу.
— Спасибо!
По ровноокрашенным глазам Алекса я поняла, что мое «спасибо» в 150 раз душевнее, чем это было уместно. Он помогал мне не потому, что испытывал личную приязнь. Он просто так воспитан. Прекрасное воспитание и понимание ситуации. Не путать с добротой и симпатией.
Обаяние и интеллигентность иностранных специалистов означают именно обаяние и интеллигентность. А вовсе не любовь и привязанность, как привыкли мы, белорусы.
Как уже говорили выше, сосредоточенные на бизнес-цели своего «торгового визита», экспаты становятся неуязвимы для эмоций, которые обязательно затронули бы нашего соотечественника.
Это замечательно, когда человек видит цель и собирает все свои ресурсы для ее достижения.
Однако в разговоре с иностранцем иногда хочется перевести не только слова, но и те переживания, которые мы выражаем этими словами. Чувства. Эмоции. Настроение.
Хочется быть понятым, а не использованным, хоть я и понимаю, что на работе мы все в первую очередь human resource.
История 3. «Этот год — год экономии!»
— Пусть бы они у меня спросили, где можно сэкономить! Я за месяц смог бы им сэкономить… тысяч долларов!
Так темпераментно рассказывала белорусская сотрудница иностранной компании, где весь топ-менеджмент «оттуда». С ее точки зрения, деньги, которые тратятся на «представительские расходы», можно было бы потратить с гораздо большей эффективностью. Машины, которые предоставляются всем руководителям, офис в очень дорогом месте города, бесконечные совещания в шикарно оборудованной для этого meeting room — все эти деньги тратятся на создание впечатления. Только вот кого хотят впечатлить?
Так как я была знакома с этим предприятием до момента продажи его иностранным инвесторам, я знаю, что хозяин-белорус крайне рационально относился к деньгам и расходы были только те, которые напрямую приводили к доходам.
Бесхозяйственность. Такое впечатление производят компании, у которых вместо живого и неравнодушного хозяина — прописанные стандарты и большие бюджеты. Спустя очень короткое время «освоить бюджет» становится важнее, чем улучшить бизнес-результаты и создать нормальную рабочую атмосферу. У кого самые ослепительные корпоративы? Самые дорогие тренеры? Самые быстрые машины под топ- и мидл-менеджментом? Не отвечайте, это риторические вопросы.
Я — «за»!
Каждая встреча с хорошим специалистом обогащает и развивает белорусское предприятие. Мы на самом деле отстаем, например в производстве фильмов. Поэтому нам необходимы специалисты, которые уже сделали «Аватар», внедрили KPI и выстроили бережливое производство.
А еще хотелось бы научиться у экспатов продавать себя и свои профессиональные услуги дорого. Очень дорого, несмотря на вроде бы ограниченный бюджет покупателя. И вот за это я была бы очень благодарна… в рамках делового этикета, конечно.