№ 4, апрель 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Заключение, изменение, расторжение трудового договора в свете последних изменений Трудового кодекса Республики Беларусь

Рубрика «Трудовой договор»

А.П. Чичина, юрист

Заключение трудового договора

Изменения и дополнения внесены в ст. 16, 17, 19, 21, 26 и 28 ТК.

Необходимо отметить, что терминологическим корректировкам подверглась значительная часть норм указанных статей Трудового кодекса. В качестве примеров можно привести новую редакцию п. 1, 3 и 5 ч. 1 ст. 16 ТК.

Поскольку нормы ст. 16 ТК направлены на защиту отдельных категорий граждан от необоснованного отказа в заключении трудового договора, при их применении необходимо исходить из следующего.

В новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК законодатель особо указал, что гарантии в виде запрещения необоснованного отказа в заключении трудового договора распространяются на граждан, направленных на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее — органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони, а также на лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленных органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке.

Правовая основа гарантии в части необоснованного отказа в заключении трудового договора категориям граждан, указанным в новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 16 ТК, определяется в т.ч. положениями Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о занятости), Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующими изменениями (далее — Декрет № 18), других нормативных правовых актов.

Согласно абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях).

Данная норма распространяется на всех нанимателей независимо от форм собственности и хозяйствования, у которых освобождаются рабочие места (вакансии).

Обратим внимание, что выполнение нанимателями данной обязанности, обеспечивается мерами административной ответственности. Так, в силу ч. 3 ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

Государство обеспечивает предоставление дополнительных гарантий в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда. Так, для трудоустройства этих граждан, местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают нанимателям независимо от форм собственности броню для приема на работу таких граждан на имеющиеся свободные рабочие места (вакансии).

Положения ст. 11 Закона о занятости к таким гражданам относят:

  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов;
  • инвалидов;
  • освобожденных из мест лишения свободы;
  • впервые ищущих работу в возрасте до 21 года;
  • лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
  • ветеранов боевых действий на территории других государств, указанных в п. 1–3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О ветеранах» с последующими изменениями;
  • уволенных с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
  • эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших с территории радиоактивного загрязнения, из зон эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.;
  • иных граждан, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

Особенности возникновения трудового правоотношения с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее — обязанные лица), определены Декретом № 18. В частности, согласно ч. 1 п. 13 Декрета № 18 неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству в порядке, установленном п. 14 указанного Декрета, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей. При этом согласно п. 14 Декрета № 18 судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, — по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению. Органы по труду, занятости и социальной защите обязаны в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.

Бронирование рабочих мест для приема на работу обязанных лиц осуществляется в общем порядке, определяемом Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда[1] (далее — Положение о брониро­вании), а также в соответствии с Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении[2] (далее — Положение о трудоустройстве). Согласно п. 5 Положения о трудоустройстве облисполкомы, а также Минский горисполком совместно с Минским облисполкомом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, определяют перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц (далее — перечень). Трудоустройство этих лиц осуществляется в организации, которые включены в перечень и обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям.



[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595 с последующими изменениями.

[2] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (159), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.