В анонсе к циклу статей на тему очередного совершенствования законодательства о труде в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон от 8 января 2014 г.) заявлено о рассмотрении корректировок норм Трудового кодекса Республики Беларусь с учетом направлений совершенствования правового регулирования[1], т.е. достижения приоритетных целей.
В качестве одного из таких направлений можно обозначить направление, вынесенное в заголовок настоящей статьи.
В обосновании необходимости принятия Закона от 8 января 2014 г. четко прослеживается цель предпринятых изменений в законодательных подходах — повышение гибкости законодательства о труде с учетом Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». При разработке законопроекта учитывались также требования мероприятий по реализации положений указанной Директивы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6.
К числу нововведений и уточнений действующих положений Трудового кодекса Республики Беларусь, тем или иным образом имеющих отношение к обозначенному направлению, можно отнести следующие.
1. Законом от 8 января 2014 г., в частности, уточняется ст. 17 ТК, определяющая срок трудового договора. В соответствии с п. 7 ст. 1 данного Закона из ч. 2 ст. 17 ТК исключается предложение следующего содержания: «Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде».
Одновременно после ч. 2 ст. 17 ТК дополняется двумя частями следующего содержания:
«По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться без учета требований к срочным трудовым договорам, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию.
Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде».
К каким выводам можно прийти на основе анализа приведенных норм Закона от 8 января 2014 г.?
Что касается характеристики контракта как разновидности срочного трудового договора, отсылочной нормы к законодательству о труде, которым определяются порядок и условия его заключения, то суть законодательного предписания не претерпела никаких изменений, за исключением формы его реализации: в действующей редакции ст. 17 ТК оно изложено во втором предложении ч. 2, Законом от 8 января 2014 г. выделено в качестве самостоятельной ч. 4 этой статьи.
Больше вопросов возникает при уяснении положений новой ч. 3 ст. 17 ТК, допускающей возможность заключения срочного трудового договора без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Прежде всего, особенностью заключения такого рода срочных трудовых договоров является ограниченный круг нанимателей — индивидуальные предприниматели и микроорганизации, т.е. фактически субъекты малого бизнеса.
При обсуждении законопроекта такой подход объяснялся, прежде всего, следующими обстоятельствами.
В новых экономических условиях одной из тенденций развития предпринимательства является создание определенных социальных условий, способствующих развитию малого предпринимательства. Свидетельством тому является закрепление льготных законодательных подходов к стимулированию развития малого предпринимательства в сферах кредитования, налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д.
[1] См.: Подгруша В.В. Очередной этап совершенствования норм Трудового кодекса Республики Беларусь // Отдел кадров. 2014. № 3. С. 46–52.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (159), апрель 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.