№ 5, май 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

Е.В. Бушик, юрист

Работница принята на работу на должность помощника руководителя. Может ли она параллельно выполнять определенную кадровую работу, к примеру, заполнять личные карточки сотрудников, расписываться в них вместо инспектора по кадрам, без официального оформления в качестве инспектора по кадрам?

Из анализа должностных обязанностей помощника руководителя организации и инспектора по кадрам, регламентированных выпуском 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности»[1] (далее  — выпуск 1 ЕКСД),  следует, что указанные в тексте вопроса функции и работа должны входить в круг обязанностей инспектора по кадрам.

Согласно ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь сведения и условия о трудовой функции работника (работе по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) обязательно должны содержаться в трудовом договоре.

Таким образом, работник может выполнять работу по нескольким должностям или профессиям, если он не обеспечен работой по основной должности (профессии) и выполнение другой работы не отразится негативным образом на выполнении основной работы.

В рассматриваемом случае, если выполнение работы по нескольким должностям — помощник руководителя и инспектор по кадрам на условиях совместительства — заранее отражено в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции и при этом работа по должности «инспектор по кадрам» не будет являться работой на условиях совмещения должностей, то доплата работнику за выполнение «кадровой» работы не положена.

Если же у нанимателя возникает необходимость в выполнении работником дополнительной, первоначально не оговоренной в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции работы сверх основной работы, то тогда может ставиться вопрос о совмещении должностей.

Из части 1 ст. 67 ТК следует, что работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей).

Следует отметить, что согласно квалификационным требованиям, установленным выпуском 1 ЕКСД, для того, чтобы работать инспектором по кадрам, такой работник должен иметь среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе в данной организации не менее 1 года.

Однако согласно п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих[2] на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Таким образом, если работник выполнял работу по должности «помощник руководителя» согласно заключенному трудовому договору и наниматель предложил выполнять дополнительную работу по должности «инспектор по кадрам» без освобождения от работы помощника руководителя, то такая работа будет являться работой на условиях совмещения должности. Так как инициатива принадлежит нанимателю и совмещение должности является существенным условием труда, то наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц в соответствии со ст. 32 ТК.

До предложения работнику работы на условиях совмещения должности такая должность должна иметься в штатном расписании и в данном случае должна быть вакантной.

Если инициатива относительно совмещения должности исходит от работника, написавшего заявление об установлении совмещения должности, то нанимателю предупреждать работника об изменении существенных условий труда не имеет смысла. Для выполнения дополнительной работы по должности «инспектор по кадрам» не требуется заключать новый трудовой договор или дополнительное соглашение к действующему трудовому договору. Однако руководителю нанимателя необходимо издать приказ (распоряжение) об установлении совмещения должности и ознакомить с этим актом работника, а также утвердить должностную инструкцию в новой редакции или внести изменения в действующую редакцию.



[1] Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159 с последующими изменениями.

[2] Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 с последующими изменениями.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (160), май 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.