Как известно, разрешение коллективных трудовых споров на первом этапе становления и развития национального законодательства в постсоветский период обеспечивалось на основе Закона Республики Беларусь от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» с последующими изменениями.
В ходе кодификации законодательства о труде нормы указанного Закона были положены в основу гл. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь, которая получила название «Разрешение коллективных трудовых споров».
Корректировка многих положений данной главы Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон от 8 января 2014 г.) обусловлена необходимостью согласования положений Трудового кодекса с Указами Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» с последующими изменениями, в соответствии с п. 6 которого в рамках сокращения государственного аппарата был ликвидирован Республиканский трудовой арбитраж, и от 23 июля 2013 г. № 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров» с последующими изменениями (далее — Указ № 320), в подп. 1.1 п. 1 которого определено, что проведение единой государственной политики в Республике Беларусь по вопросам урегулирования коллективных трудовых споров возложено на Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Рассмотрим новые законодательные подходы к разрешению коллективных трудовых споров, внесенные Законом от 8 января 2014 г. в Трудовой кодекс, более подробно.
Определение коллективного трудового спора, формы его рассмотрения
Определение коллективного трудового спора приведено в ст. 377 ТК, в силу которой коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Законом от 8 января 2014 г. уточняются определенные аспекты процедурного характера, поскольку вышеприведенная статья после слов «изменения,» дополняется словом «дополнения,».
Таким образом, закрепляется возможность возникновения коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Предъявление и рассмотрение требований, а также формы рассмотрения коллективного трудового спора определяются ст. 379 ТК, изложенной в новой редакции.
В соответствии с данной статьей в случае возникновения между сторонами коллективных трудовых отношений разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутству¬ющих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция — не менее двух третей делегатов. При этом в случае возникновения разногласий при заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами коллективного трудового спора) с начала ведения коллективных переговоров.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (160), май 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.