Какие изменения произошли в порядке учета явки работников на работу и ухода с нее в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон от 8 января 2014 г.)?
Согласно как действующей, так и новой редакции ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Республики Беларусь, вступающей в силу с 25 июля 2014 г., учет явок на работу и ухода с нее должен вестись в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах.
В новой редакции указанной правовой нормы определены и перечислены следующие сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в указанных документах:
- фамилия и инициалы работника;
- календарные дни учетного периода;
- количество отработанного времени, в том числе в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (ч. 1 ст. 147 ТК) и выходные дни;
- другие необходимые сведения.
Следует обратить внимание, что согласно новой редакции ч. 3 ст. 133 ТК формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.
Предполагается, что формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения должны быть утверждены нанимателем в приказе или другом локальном нормативном правовом акте организации, например в правилах внутреннего трудового распорядка.
Какие существенные изменения, касающиеся обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда, были внесены в Трудовой кодекс Республики Беларусь?
В новую редакцию ст. 226 ТК внесены следующие существенные изменения, касающиеся обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда.
В отличие от действующей редакции п. 1 ст. 226 ТК, согласно которому обязанностью нанимателя является в т.ч. обеспечение эффективной эксплуатации средств индивидуальной и коллективной защиты, в соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечивать контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Новая редакция п. 1 ст. 226 ТК приведена в соответствие с абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда» с последующими изменениями (далее — Закон).
В отличие от действующей редакции п. 71 ст. 226 ТК, согласно которому наниматель обязан разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности, новой редакцией п. 8 ст. 226 ТК установлено, что наниматель обязан обеспечивать разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
То есть в новой редакции п. 8 ст. 226 ТК вводится новое понятие — «система управления охраной труда», но при этом не указывается, кто участвует в разработке этой системы.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 24 Закона в разработке системы управления охраной труда участвует комиссия по охране труда, которая создается по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза.
Типовое положение о комиссии по охране труда утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 114.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (162), июль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.