№ 7, июль 2014

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ

Рубрика «Охрана труда»

В.А. Пинчук, директор ООО «Сфера труда»

Типовая инструкция по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами[1] (далее — Типовая инструкция и ПЭВМ соответственно) вступила в силу 11 апреля 2014 г., и, соответственно, утратила силу Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами[2] (далее — Межотраслевая типовая инструкция и ПК соответственно).

Примечательно, что термин «персональный компьютер» был заменен на понятие «персональная электронная вычислительная машина», а слово «компьютер» заменили на выражение «электронно-вычислительная машина». Похоже, мы движемся назад.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь при приеме на работу наниматель обязан провести вводный инструктаж по охране труда.

Следует отметить, что отмена Межотраслевой типовой инструкции в основном связана с изменением санитарных норм, определяющих гигиенические требования к работам за компьютером, а именно:

  • вступили в силу Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» и Гигиенический норматив «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»[3] (далее — Санитарные нормы и правила и Гигиенический норматив соответственно);
  • утратили силу санитарные правила СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»[4] (далее — СанПиН 9-131 РБ 2000).
Чем примечательна Типовая инструкция? Часто на форумах или при непосредственном общении задаются вопросы о необходимости наличия инструкции по охране труда для бухгалтера, менеджера, юриста и других офисных работников. Отмечу: указанных инструкций не должно быть. Однако это не отменяет обязанность нанимателя по проведению инструктажей по охране труда для данной категории сотрудников.

Следует отметить, что в соответствии с п. 11 Межотраслевых общих правил по охране труда[5] в порядке, установленном Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)[6], работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для:

  • профессий (но не для должностей), т.е. только для рабочих. Например, инструкция по охране труда для уборщика помещений (производственных, служебных) разрабатывается, а инструкция по охране труда для секретаря — нет;
  • отдельных видов работ (услуг) (например, инструкция по охране труда при работе на высоте). В данном случае важным является тот факт, что т.к. офисные работники в большей степени занимаются «умственным» трудом, то основным видом выполняемых работ для них является работа за компьютером.

Что это значит? Офисные работники есть в каждой организации, причем эти работники, несомненно, используют компьютеры, поэтому в организациях должна быть разработана как минимум одна инструкция по охране труда — инструкция по охране труда при работе с ПЭВМ. Соответственно, именно по этой инструкции необходимо проводить инструктаж по охране труда.



[1] Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 130.

[2] Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 138.

[3] Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59 (далее — СанПиН № 59).

[4] Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53 с последующими изменениями.

[5] Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 с последующими изменениями.

[6] Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 176.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (162), июль 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.