С принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» в гл. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь «Охрана труда» было внесено множество изменений. Какие изменения наиболее значительные и позитивные как для нанимателя, так и специалистов по охране труда, а какие могут «усложнить» их трудовую деятельность?
Достаточно значительным и позитивным изменением является замена в п. 6 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь требования о постоянном контроле за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда на просто контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками. Исключили слово «постоянно». Ранее выполнение действующей нормы, заключающейся в постоянном контроле, требовало от нанимателя ежесекундно «держать каждого работника за руку». И фактически любое нарушение работником требований безопасности влекло также и ответственность нанимателя за необеспечение постоянного контроля. Теперь же появилась возможность избежать ответственности за необеспечение контроля.
В пункте 8 указанной статьи появилось также требование о наличии системы управления охраной труда, хотя, по сути, слова «процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности» заменили словами «системы управления охраной труда».
Эта замена несколько усложнит жизнь нанимателей и специалистов по охране труда. Судя по всему, данное изменение пришло из СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования». Однако данный стандарт является не обязательным и содержит ряд дополнительных процедур (действий), не требуемых законодательством и не имеющих отношения к охране труда.
Пункт 13 ст. 226 ТК дополнился требованием о необходимости проведения предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров работников либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Это в значительной степени усложнит работу служб охраны труда в некоторых организациях, начиная с приобретения необходимых приборов и/или содержания медицинского персонала и заканчивая большими затратами времени на проведение данного медицинского осмотра. Думаю, большинство организаций, которых затронет данная норма (к счастью, далеко не всем профессиям требуется предсменный медицинский осмотр), будут игнорировать это требование.
Значительным изменением явилось дополнение ст. 227 ТК возможностью привлечения сторонних организаций для осуществления функций специалиста по охране труда.
Хотя и ранее эта возможность также имелась, однако теперь юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), оказывающим услуги в области охраны труда, требуется аккредитация для подтверждения своей компетентности.
Позитивным изменением ст. 227 ТК явилось указание о невозможности привлечения специалистов по охране труда к выполнению иных обязанностей (например, пожарная безопасность, гражданская оборона, экология и др.). Согласно ч. 5 ст. 227 ТК специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ранее эта норма содержалась лишь в п. 8 Типового положения о службе охраны труда организации[1].
[1] Утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (163), август 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.