О Job Shadowing мы неоднократно вспоминали в журнале, но как отдельную тему для глубокого обсуждения никогда не брали, в первую очередь из-за того, что нам не попадалось достаточное количество примеров из отечественной практики. Летом мы познакомились с Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ) и узнали, что за последний год под их эгидой были проведены Job Shadow Days. Подобные мероприятия не новость для цивилизованных стран, и мы очень обрадовались, что они теперь проходят и в нашей стране, и в этом смысле мы тоже стали чуть-чуть цивилизованнее. Об инициативе мы поговорили с ведущим специалистом по международному сотрудничеству АЕБ Катериной СЫРОЕЖКИНОЙ.
«Секреты управления персоналом»: Поскольку АЕБ впервые участвует в нашем журнале, можете рассказать об Ассоциации — как она возникла, кто является членом, чем занимается и так далее?
Катерина Сыроежкина: Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) — это некоммерческое негосударственное объединение ведущих европейских и белорусских компаний, осуществляющих или планирующих свою деятельность в Беларуси. Основной целью деятельности АЕБ является повышение конкурентоспособности Беларуси посредством развития сотрудничества международного и национального бизнеса. Основными направлениями деятельности Ассоциации являются сотрудничество с государственными органами, услуги для бизнеса и обучающие мероприятия, международное сотрудничество, развитие сети контактов, корпоративная социальная ответственность.
«СУПер»: Главной темой майского номера журнала была «Корпоративная социальная ответственность». Узнав, что под эгидой АЕБ проходили Job Shadow Days, мы решили сделать хедлайном очередного номера Job Shadowing. Как возникла эта инициатива и почему это КСО-инициатива, ну и давайте тогда раскроем понятие Job Shadowing?
К.С.: В дословном переводе Job Shadowing означает «следование, как тень». В случае инициативы Ассоциации Европейского Бизнеса — это способ ознакомления с профессией посредством сопровождения студента опытным сотрудником (ментором) в реальной рабочей обстановке в течение стандартного рабочего дня. Обучающийся имеет при этом возможность общаться не только с сотрудником, «тенью» которого он является, но и с другими специалистами, а также получать информацию об особенностях той или иной должности.
Идея проведения Job Shadow Days возникла в ходе дискуссии на одном из мероприятий АЕБ, посвященном существующим в компаниях HR-практикам. Job Shadowing широко используется в Западной Европе и США, и нам пришла идея выступить организаторами такой инициативы в Беларуси. АЕБ состоит в Локальной сети Глобального Договора ООН в Беларуси и совместно с компаниями-членами и партнерами Ассоциации проводит как Job Shadow Days, так и другие КСО-мероприятия. В частности, Job Shadow Days является частью внутренней корпоративной социальной ответственности, поскольку направлена на потенциальных/будущих сотрудников компаний-участниц.
«СУПер»: Для членов АЕБ из числа иностранных представительств Job Shadowing вполне знакомое словосочетание (есть опыт) и, наверное, многие отреагировали с оптимизмом поучаствовать в инициативе?
К.С.: Да. В большинстве своем членами АЕБ являются компании с иностранным капиталом и представительства иностранных компаний, которым не понаслышке известно о Job Shadowing. В отдельных компаниях менторами выступает 2–3 сотрудника, каждый из которых уделяет студентам от 1 до 3 рабочих дней. Примечательно и то, что 3–4 сотрудника Ассоциации также каждый раз выступают в роли менторов.
«СУПер»: Расскажите, как вообще все было организовано в рамках Job Shadow Days, как компании отбирали студентов.
К.С.: Ассоциация Европейского Бизнеса — инициатор и главный организатор Job Shadow Days. Как правило, инициатива анонсируется АЕБ за месяц до проведения Job Shadow Days. Сначала формируется список заинтересованных компаний и менторов, специалистов частных компаний (от линейных сотрудников до топ-менеджеров) в сфере маркетинга, юриспруденции, GR, HR, экономики/финансов, дизайна, архитектуры, пиара, связей с общественностью, а также сотрудников Ассоциации Европейского Бизнеса, работающих в аналогичных направлениях. Затем анонсируется конкурс среди студентов 3–5 курсов белорусских вузов релевантных специальностей. На одно место в среднем подает заявки 3 кандидата. Первоначальный отбор осуществляется сотрудниками Ассоциации на основании присланных студентами резюме, а уже из 2 лучших кандидатов ментор/компания выбирает одного счастливчика на свое усмотрение. Хотя были и случаи, когда резюме кандидатов, прошедших первоначальный отбор, настолько впечатляло будущих менторов, что отказать ни одному из них было невозможно, и оба студента могли провести 1–2 дня в компании.
«СУПер»: В чем, на ваш взгляд, уникальность Job Shadow Days?
К.С.: Уникальность инициативы заключается в том, что студенты имеют возможность увидеть актуальное применение того, что они изучают, и «протестировать» свой интерес к выбранной профессии/сфере деятельности, а также впоследствии скорректировать намеченный академический план (выбор опциональных предметов, тем курсовых и/или дипломных работ, учебных и преддипломных практик для целенаправленной подготовки к определенной профессиональной деятельности).
Компаниям в свою очередь интересно познакомить потенциальных/будущих сотрудников со своими брендом и философией, профессиональными возможностями внутри той или иной структуры. Для менторов это хорошая возможность вспомнить, почему они выбрали свою профессию, ведь в суете рабочих будней мы порой теряем смысл и запал первых лет профессиональной деятельности.
«СУПер»: На ваш взгляд, учебные заведения, студенты которых принимали непосредственное участие в Job Shadow Days, могут для себя извлечь какую-то пользу? Они проявляли интерес? На наш взгляд, это хорошая возможность для вуза быть ближе к реальности и корректировать программы обучения.
К.С.: Учитывая присоединение Беларуси к Болонской системе обучения, вузы должны скорректировать свои программы в соответствии с запросами бизнеса и, что еще более сложно, скоррелировать их с программами европейских университетов.
Инициатива Job Shadow Days является хорошим примером того, как компании и университеты могут легко и просто начать взаимодействие, в результате которого можно быстро принимать решения по корректировке программ. Мы показали, что для этого не везде и не всегда нужны долгосрочная практика студентов и однообразные отчеты. Для этого нужны 1–2 дня взаимодействия по-настоящему заинтересованных профессионалов и амбициозных трудолюбивых студентов. После чего у вузов появятся ответы на вопрос «Как мы должны скорректировать программу обучения дизайнеров, маркетологов, финансистов?..».
По опыту проведения Job Shadow Days осенью 2014 года и весной 2015 года активный интерес скорее проявляют сами студенты, а также неформальные студенческие движения и ассоциации. Однако мы надеемся, что распространение информации приведет к подключению вузов к нашей идее и извлечению пользы из нее. В университетах есть свои инициативы по профессиональному ориентированию студентов, к примеру ярмарки карьеры. И это огромное подспорье для студентов, но на ярмарке мы «торгуем» результатом и «покупаем» результат обучения по имеющимся программам. В то время как в ходе Job Shadow Days еще в середине обучения студенты приходят к пониманию, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, а университеты, в свою очередь, могут вовремя адаптировать программы к практике.
«СУПер»: Итак, Job Shadow Days прошли два раза. Какой можно подвести итог, чего удалось достичь всем заинтересованным сторонам, какие получены бенефиты? Кстати, насколько мы понимаем, эта инициатива не одноразовая?
К.С.: Job Shadow Days проводятся дважды в год (весной и осенью). Это долгосрочный системный проект, и, помимо непосредственно Job Shadowing, мы также в партнерстве с другими организациями проводим обучающие мероприятия для студентов (тренинги по выбору профессии и поиску бизнес-идей для открытия собственного бизнеса). В этом году Job Shadow Days пройдут не только в Минске, но и в Бресте.