«Отдел кадров»: Аутсорсинг — хорошо или плохо?
Роман Кошань: Современные рыночные условия определяют аутсорсинг как возможность эффективного распределения средств с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах сил, времени и средств. Таким образом, вопрос «Хорошо или плохо?» является не совсем подходящим, скорее можно задать вопрос «Готова та или иная компания отдать определенную деятельность на аутсорсинг или нет?». Как итог, аутсорсинг — это хорошо, если компания к нему готова и партнер-аутсорсер является надежным.
К примеру, за рубежом на аутсорсинг переведены практически все банки. Компания Ford — 1-я в мире компания, принявшая аутсорсинг, когда производство развивалось быстрыми темпами, а собственные работники не успевали делать комплектующие под заказ автомобилей. Всем известная компания IKEA занимается только розничной торговлей и владеет всего 10 % собственного производства, все остальное она скупает от надежных партнеров-производителей (имеет около 3000 поставщиков).
Александр Радкевич: Конечно, хорошо. Раз такой вид деятельности существует и пользуется спросом, значит, он эффективен. У нас, к сожалению, с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности аутсорсинг имеет свои особенности.
«ОК»: Каковы перспективы его развития в нашей стране?
Р.К.: Широкое распространение аутсорсинг в нашей стране получит в иностранных компаниях, поскольку за рубежом он — привычное дело. Развитие аутсорсинга в отечественных компаниях тормозится, потому что, во-первых, ко всему новому у нас относятся недоверчиво; во-вторых, многие до сих пор вообще не знают, что такое аутсорсинг, и самое страшное — не хотят знать; в-третьих, руководители компаний боятся принимать серьезные решения, ведущие к изменениям привычного хода вещей.
На мой взгляд, первый серьезный этап развития аутсорсинга в нашей стране будет в ближайшие 2 года, поскольку рынок просто «заставит», а европейского уровня развития аутсорсинга мы можем не достигнуть и через 10 лет. В настоящее время, насколько мне известно, компании приглашают очень много иностранных специалистов, потому что в период кризиса у нас не все умеют грамотно управлять бизнесом. И именно эти специалисты могут дать толчок к тому, чтобы белорусские собственники подсчитали свои затраты и увидели выгоду в передаче бизнес-процессов на аутсорсинг.
А.Р.: Аутсорсинг однозначно будет постепенно развиваться и внедряться в различные сферы деятельности. Однако развитие это будет происходить параллельно с развитием экономики в целом. Когда в нашей стране экономика начнет работать «ритмично», тогда возникнет повышенный спрос на услуги, связанные с аутсорсингом. Также если предприятия будут работать стабильно, то руководители будут стремиться освободить себя от непрофильных функций и отдать их на аутсорсинг.
Что, на ваш взгляд, заставляет компании прибегнуть к аутсорсингу?
Р.К.: У нас основным толчком к переходу на аутсорсинг будут оптимизация и сокращение затрат. В других странах причиной этого было нежелание тратить драгоценное время на непрофильные (сопровождающие) бизнес-процессы.
А.Р.: На мой взгляд, основным толчком в нашей стране будет оптимизация бизнес-процессов: персонала, затрат, организационных мероприятий и так далее.
Какие виды деятельности компания может отдать на аутсорсинг наиболее «безболезненно» и выгодно?
Р.К.: В идеале вся непрофильная деятельность может быть отдана на аутсорсинг. Все зависит от того, какой основной деятельностью занимается компания. К примеру, отдавать на обслуживание инженерные системы в строительной компании не настолько целесообразно и выгодно, как, например, в компаниях ретейла или аренды недвижимости. Также в сфере недвижимости часто на аутсорсинг отдают юридические услуги, поскольку свои юристы не всегда справляются с большими объемами работы и узкоспециализированными задачами. Что касается крупных компаний, то стоит ли создавать некоторые непрофильные подразделения на начальном этапе — большой вопрос.
А.Р.: Все зависит от состояния финансово-хозяйственной деятельности каждого конкретного предприятия. В некоторых компаниях и уборку помещений отдавать на аутсорсинг небезопасно.
Например, в крупных компаниях, которые имеют большое количество контрагентов, как наших, так и зарубежных, и отношения с ними складываются по-разному, есть смысл отдать на аутсорсинг юридические услуги. Однако все равно определенные функции, например истребование дебиторской задолженности, отдать посторонним людям не представляется возможным, поскольку существует очень много тонкостей. К примеру, при получении долгов от контрагентов нужно и деньги получить, и отношения не испортить, а о последнем коллекторские компании вряд ли будут беспокоиться.
Считаете ли вы, что в ближайшем будущем организация работы посредством аутсорсинга сможет вытеснить традиционную форму занятости — оформление работников в штат?
Р.К.: Вытеснить не сможет, однако в быстро растущих успешных компаниях аутсорсинг сможет охватить большую составляющую непрофильной (сопровождающей) деятельности.
А.Р.: Ни в коем случае. Все бизнес-процессы невозможно заменить аутсорсингом. Аутсорсинг сможет заменить определенную часть. И только тогда, когда экономическая ситуация позволит предприятию освободиться от непрофильных бизнес-процессов.
В гражданском законодательстве Беларуси отсутствует понятие договора аутсорсинга. Каким видом гражданско-правового договора в основном оформляются отношения, связанные с аутсорсингом?
Р.К.: Договором возмездного оказания услуг.
А.Р.: Также можно рассматривать договор подряда, но это в редких случаях. Если человека берут обслуживать определенный бизнес-процесс по договору подряда, это также можно рассматривать как аутсорсинг.
Какие вы можете назвать преимущества аутсорсинга перед традиционным оформлением работников?
Р.К.: Из основных:
- снижение затрат;
- максимальная концентрация собственника на профильной деятельности для извлечения максимальной прибыли;
- качество обслуживания;
- профессионализм специалистов;
- возможность посмотреть на существующие проблемы под другим углом, так сказать, незамыленным глазом;
- привнесение определенных изменений, на которые не могли решиться работники компании;
- быстрый переход на современные технологии (обычно в специализированных компаниях к использованию новых технологий приходят раньше).
А.Р.: Во-первых, огромным преимуществом передачи деятельности на аутсорсинг будет возможность руководителей не отвлекаться на непрофильные процессы. Во-вторых, узкопрофильные функции будут переданы в руки профессионалов. Компании не нужно будет искать данного человека в штат, обучать его, вводить в курс дела, а соответственно, тратить материальные и временные ресурсы.
Какие есть недостатки у аутсорсинга?
Р.К.: При наличии немалого количества плюсов у передачи бизнес-процессов на аутсорсинг также имеются и минусы:
- возможность натолкнуться на ненадежных/непрофессиональных партнеров;
- снижение управленческой гибкости;
- отсутствие законодательной базы по регулированию аутсорсинга;
- утечка корпоративной информации.
А.Р.: Одним из основных недостатков аутсорсинга на сегодняшний день является угроза безопасности и сохранности коммерческой тайны и конфиденциальной информации компании. Независимо от того, какие услуги выполняет аутсорсинговая компания, везде существует данный риск. Условия безопасности конфиденциальной информации должны быть предметом детальных переговоров с организацией-аутсорсером и оценки данной компании перед тем, как заказчик ее выберет. Все остальное — вопросы решаемые.
Какими способами можно избежать риска утечки конфиденциальной информации компании при передаче деятельности на аутсорсинг?
Р.К.: Единственный способ, с помощью которого можно избежать утечки конфиденциальной информации, — это выбор надежного и проверенного аутсорсера. Все остальные так называемые способы-ограничители (подписание обязательства о неразглашении, наличие пункта в договоре, запрещающего разглашение конфиденциальной информации, и так далее) не будут иметь должного эффекта.
Также если компания имеет службу безопасности, то сотрудники данного подразделения должны уделять должное внимание работникам компании-аутсорсера.
А.Р.: Как говорят, идеал есть, к нему нужно стремиться, достичь его невозможно. Главное, что необходимо, — порядочность и доверие контрагентов друг к другу. Если нанимать аутсорсеров «с улицы», я думаю, ничего хорошего не будет. Компания-аутсорсер должна подлежать изучению со всех сторон. В том числе можно использовать так называемое сарафанное радио, так как основным критерием оценки истины является практика. И если уже имеется практический положительный опыт сотрудничества с другими компаниями, то это значительно облегчит выбор аутсорсера.
Что вы можете сказать о порядке допуска аутсорсеров к коммерческой тайне организации?
Р.К.: У нас в договоре с аутсорсером в обязательном порядке прописывается пункт о неразглашении коммерческой тайны. Также составляется перечень работников организации-аутсорсера, которым может быть предоставлена данная информация. И это не линейный персонал, а люди, которые отвечают за объекты или определенный вид деятельности.
А.Р.: Обязательно в договоре есть такой пункт, в котором говорится, что стороны обязаны соблюдать коммерческую тайну и требования, связанные с конфиденциальностью информации. Однако также необходимо иметь четкий перечень объектов, подпадающих под понятие коммерческой тайны, который должен быть строго структурирован для определенных категорий работников и их функциональных обязанностей.
Целесообразно ли отдавать на аутсорсинг процессы, связанные с подбором сотрудников и кадровым администрированием?
Р.К.: В крупных компаниях полностью перевести данный процесс на аутсорсинг не представляется целесообразным, но при поиске специалистов на топовые позиции лучше использовать кадровые агентства. В маленьких компаниях, где отсутствует текучесть кадров, данный вид деятельности отдать на аутсорсинг будет более логично, чем держать в штате кадровика и HR-а.
А.Р.: Такая практика имеет место быть. Однако это не должно исключать наличие на предприятии HR-отдела или HR-менеджера, которые производили бы оценку кандидатов с учетом собственных критериев и требований и делали непосредственное предложение по трудоустройству.
Мнение экспертов
В.А. Сорока,
председатель правления
Ассоциации кадровиков
Аутсорсинг — эффективный способ оптимизации в кризис, что доказано наиболее экономически эффективными предприятиями западного мира уже десятилетия назад. Он признан Международной организацией труда еще в 1974 году как эффективный инструмент гибкой занятости и вывода работников из серой и темной зоны выплат заработной платы в легальную форму.
Во многих случаях аутсорсинг является единственным качественным инструментом для малого и среднего бизнеса, для представительств компаний в других странах, но хорош он тогда, когда им правильно пользуются.
Однако аутсорсинг не панацея и не «волшебная таблетка от кризиса». Аутсорсинг — это инструмент уменьшения издержек компании и получения более высокого качества услуг у внешнего оператора. Как правило, переход на аутсорсинг приводит к снижению издержек на содержание внутренней инфраструктуры. И вопрос не в уходе от налогов, как можно прочитать в некоторых источниках, а в минимизации издержек за счет профессионализма операторов в обслуживании нескольких клиентов.
Обслуживая нескольких клиентов, затраты на услуги «вешаются» не на одного заказчика, как в случае с внутренним отделом организации, а на нескольких заказчиков. В этом и есть основной эффект минимизации затрат. Также от внешнего оператора легче потребовать выполнения обязательств в рамках договора. Договор аутсорсинга — это долговременный проект не на одну неделю.
К сожалению, если не изменить монопольный подход к рынку труда, перспективы развития аутсорсинга в нашей стране печальны.
С.С. Семенихина,
юрист
Аутсорсинг — один из оптимальных методов экономии, к которому возможно прибегнуть в кризис. Его применение позволит снизить затраты на персонал и минимизировать налоговые потери. К несомненным преимуществам использования аутсорсинговых услуг следует отнести и уменьшение объема административно-кадровой работы, ведь компании-заказчику не придется заниматься управлением внештатными сотрудниками, начислять и выплачивать им заработную плату, нести ответственность за их действия.
А.А. Журавлев,
директор по персоналу ОАО «Сбербанк-Технологии»
Прежде чем говорить об оптимизации, необходимо вспомнить старое правило — ты не можешь управлять тем, что не описано и не оценено (посчитано). Поэтому если в компании процессы описаны и нормированы, то достаточно легко определиться, будет их аутсорсинг оптимизацией или нет. Но это не самый частый случай. Передавать же «расплывчатые» процессы чревато, это эксперимент — и довольно рискованный. Нет, я не против их передачи, но вначале следует точно их описать и привести именно к процессам, а не к функциям, иначе вы не будете застрахованы от основных проблем на стыках процессов. А вот это уже может обойтись очень дорого, особенно в кризис. Даже во время описания и составления карты процессов вы легко можете найти ресурсы для оптимизации.
"Отдел кадров", № 12 (179), 2015 г.
(с) ОДО "Профигруп". Все права защищены. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.