Ни для кого не секрет, что в период кризиса необходимо использовать абсолютно иную модель управления персоналом компании, нежели, так сказать, в «мирное» время. Зачастую наниматели, не имея опыта управления организацией во время таких изменений, прибегают к радикальным методам, бездумно сокращая персонал, переводя работников на неполное рабочее время, урезая зарплаты и т.д. Однако каждый наниматель должен помнить, что он, как «капитан корабля во время шторма» (примеч. ред. — отличное сравнение, приведенное HR-экспертом Игорем Малишевским), должен мобилизировать все силы, чтобы сохранить свою команду и организацию в целом.
17 марта в преддверии II Фестиваля HR-технологий «HR-Мастер» в пресс-центре «АиФ» состоялся круглый стол на тему «Гармония ожиданий сотрудников и управления персоналом во время изменений: тенденции и задачи».
В качестве HR-экспертов выступили:
Валерий Кичкаев, ведущий редактор журнала «Отдел кадров»;
Игорь Малишевский, бизнес-психолог, независимый HR-эксперт;
Ольга Павлова, руководитель консалтинговой компании «Центр Делового Роста», бизнес-тренер, коуч, консультант;
Александр Паньков, управляющий партнер, генеральный директор, руководитель направления стратегического развития, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»;
Светлана Тарулене, начальник отдела подбора и карьерного развития ОАО «БПС-Сбербанк»;
Светлана Шапорова, директор РАБОТА.TUT.BY.
Спикеры обсудили задачи и методы управления персоналом во время кризиса, а также вопросы оценки эффективности HR-менеджмента.
Среди перечисленных тенденций сегодняшнего дня можно выделить следующие:
- стремление работодателей к сохранению рабочих мест;
- отсутствие индексации заработных плат;
- ключевые факторы успеха компании в кризис — реалистичная оценка ситуации руководителем и своевременное принятие решений;
- необходимость в качественном росте управленческих навыков менеджеров;
- переход к проектному менеджменту как к успешному антикризисному приему и использование приемов найма, актуальных при проектном менеджменте (аутстаффинг и аутсорсинг).
Александр Паньков рассказал о необходимых действиях управляющей команды в условиях кризиса для своевременного пересмотра бизнес-модели компании. По его словам, ключевой проблемой большинства компаний является неизменность бизнес-моделей, тогда как клиентский состав меняется на 70–80 %. Зачастую у руководителей имеет место подход «Все равно полегчает», хотя по прогнозам на будущее 25 % бизнеса кризис не переживет в принципе.
Светлана Тарулене отметила, что в первую очередь в условиях кризиса руководитель компании должен вести открытую информационную политику, поскольку работники больше всего боятся неопределенности и неизвестности.
Светлана Шапорова представила актуальные статистические данные на белорусском рынке труда. Наиболее яркой тенденцией стали сокращение количества вакансий в определенных сферах деятельности (автомобильный бизнес, производство, строительство, недвижимость, транспорт, логистика и др.) и увеличение количества резюме. Количество резюме в феврале 2015 г. возросло на 59 % по сравнению с февралем прошлого года, а количество вакансий снизилось на 31 %.
Ольга Павлова подчеркнула необходимость использования нематериальной мотивации для поддержки и мобилизации сотрудников.
По мнению Игоря Малишевского, во все вре-мена выживают компании, где руководитель использует модель «корабля во время шторма». «Капитан корабля, — говорит Игорь Малишевский, — в ситуации угрозы переходит к ручному управлению. Его минимальная задача — сохранить корабль, максимальная — груз и команду. Иногда он снижает скорость, а иногда избавляется от балласта. Капитан должен действовать уверенно, решительно, детально чувствуя ситуацию, держа руку на пульсе всех событий».
В ходе обсуждения Игорь Малишевский представил систему сбалансированных показателей, которые являются критериями эффективной работы службы персонала:
1) количество персонала (достаточное), качество персонала (качество конкретного сотрудника — то, как он справляется с работой);
2) штатная структура (оптимальная);
3) мотивация;
4) корпоративная культура.
На обсуждении был поднят важный вопрос: можно ли противопоставлять этику и эффективность HR-менеджмента? Валерий Кичкаев отметил, что противостояние возможно, однако оно не должно переходить границы этичности, которые на сегодняшний день строго обозначены Трудовым кодексом Республики Беларусь и другими актами законодательства.
Эксперты также привели примеры методов оптимизации штатной структуры, такие как ротация, аутсорсинг, аутстаффинг и аутплейсмент[1].
По мнению спикеров, постоянная готовность к переменам — международный тренд в сфере управления персоналом. Чтобы получить от сотрудников максимальную отдачу, компании прикладывают большие усилия для формирования лояльности и вовлеченности сотрудников в работу. Гармония целей предприятия и целей сотрудников при условии гибкости и предпринимательского мышления — залог успеха компании в любой ситуации.
[1] Технология сопровождения сотрудников после увольнения.