Почему существует такое понятие, как «деловой дресс-код», и так ли он необходим в бизнес-среде? Отражается ли это явление на карьерном росте и самоощущении? Давайте разберемся.
Ни для кого не секрет, что впечатление о человеке складывается в первые несколько секунд общения. Мы «читаем» человека по визуальным маячкам, которые он обозначил в своем внешнем образе. Наш собеседник еще не произнес ни слова, а мы уже имеем о нем достаточно четкое представление. Именно одежда, которую мы носим, и аксессуары, которые мы используем, формируют у окружающих определенное «знание» о нас и психологическое ощущение от нашего присутствия. Так с помощью чего мы транслируем информацию о себе?
Главенствующий фактор — это цветовая гамма одежды. Первое впечатление о персоне на 60–90 % основывается на цвете. Следующим фактором является фасон одежды, линии силуэта. И заключительный аспект визуального кода — фактура ткани и выбранный принт. При грамотном подходе к этим трем составляющим можно управлять впечатлением и создавать необходимый вам имидж.
В деловой среде хорошо проработанный образ расскажет вашим партнерам, коллегам и клиентам о вашей статусности, состоятельности, компетентности и деловых качествах.
Деловой стиль одежды — это одежда и аксессуары, которые придают авторитетный, профессиональный и уверенный в себе вид в рамках определенной сферы деятельности.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДРЕСС-КОДА
Установленное понятие дресс-кода отсутствует как в белорусском законодательстве, так и в конвенциях Международной организации труда. Термин dress code возник в Великобритании, где первоначально обозначал требования к одежде присутствующих на королевском приеме и светских мероприятиях, и быстро распространился по всему миру.
В нормативных правовых актах под дресс-кодом понимается специальная, форменная или фирменная одежда, которая подчеркивает принадлежность сотрудника к определенной организации или относится к средствам индивидуальной защиты от каких-либо вредных производственных факторов. Форменную одежду используют работники железнодорожного и воздушного транспорта, персонал гостиниц, работники торговых залов и т.д.
Организации, в которых существует дресс-код, можно разделить на два типа:
- в которых особый внешний вид урегулирован законодательством;
- в которых подобные правила устанавливаются исключительно по инициативе руководства.
Чаще всего, когда говорят о дресс-коде, имеют в виду не форменную одежду, а требования руководства к внешнему виду сотрудников. То есть термин дресс-код — понятие скорее имиджевое, нежели юридическое.
Организации, в которых правила дресс-кода устанавливаются руководством, условно можно разделить на два типа:
- организации, в которых существуют объективные причины для установления «жесткого» дресс-кода;
- организации, которым лучше ограничиться рекомендуемым стилем одежды.
Строгие рамки в отношении одежды обычно вводятся для тех сотрудников, которые постоянно общаются с клиентами. В данном случае это объективная необходимость в трудовом процессе, когда дресс-код — не самоцель, а лишь средство для правильного позиционирования компании перед клиентами и повышения эффективности деятельности. Дресс-код как обязательная норма может быть установлен, например, в салонах
красоты, магазинах или банковских учреждениях. Однако не стоит вынуждать следовать жесткому дресс-коду те подразделения, которые по роду деятельности не задействованы в общении с клиентами и партнерами.
Требования работодателя к дресс-коду обычно закреплены в локальном нормативном правовом акте (положении, кодексе и т.п.). С юридической точки зрения такие требования носят исключительно рекомендательный характер. В структурных подразделениях контроль за соблюдением правил дресс-кода, как правило, возлагают на руководителей отделов.
В положении, регулирующем внешний вид сотрудника, можно:
- максимально детально описать требования к внешнему виду сотрудников, при этом избегая формулировок, которые можно толковать произвольно;
- определить общие принципы внешнего вида, установить границы допустимого;
- сформулировать исчерпывающий перечень одежды, обуви и аксессуаров, нежелательных для сотрудника на рабочем месте.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (189), октябрь 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.