То, что персонал является ключевым фактором высокой эффективности и устойчивого развития бизнеса, известно. Но в настоящее время этого мало. Важно знать и понимать, что еще ценнее высокопотенциальные сотрудники (HiPo). Эксперты называют даже конкретную цифру — высокопотенциальный сотрудник в 2 раза ценнее для компании. Как оценить потенциал сотрудника, выявить будущего лидера, развить его и не потерять — об этом в интервью с Алексеем ГРИГОРЬЕВЫМ, управляющим консультантом отдела исследований и разработок, CEB SHL Russia&CIS.
«Секреты управления персоналом»: С каких пор и почему оценка потенциала в списке приоритетов HR?
Алексей Григорьев: Приоритеты стали меняться с начала 2000-х, когда появилась книга консультантов McKinsey & Company «Война за таланты», где они выдали крайне тревожный прогноз: «Потребность в ярких и талантливых сотрудниках в возрасте от 35 до 45 лет в ближайшие годы увеличится на 25 %, тогда как «предложение» снизится на 15 %». Итог десятилетию подвел Bersin by Deloitte, 2013: «Война за таланты окончена. Мы проиграли».
Новые условия труда требуют новых сотрудников. Трое из четырех работников говорят о росте объема перерабатываемой информации. Двое из трех — о том, что новая работа требует большего взаимодействия: каждый третий включен в работу с двадцатью коллегами и более. Половина отмечает бОльшую зависимость от других. Непрекращающиеся организационные изменения, рост взаимозависимости и доли интеллектуального труда требуют сотрудников новой формации. И искать таких людей лучше внутри, потому что рынок труда иссяк.
«СУПер»: Что же происходит на руководящих уровнях?
А.Г.: Все еще сложнее. Лишь 25 % сотрудников уверены, что в их организации есть лидеры, способные добиваться успеха в будущем. Каждая третья компания заменила бы своего руководителя при возможности. Традиционный подход к лидерству, ограничивающийся транзакционной и трансформационной составляющими, изживает себя. На арену выходит сетевое лидерство как ответ на возросшие требования к взаимодействию и взаимозависимости.
Поэтому неудивительно, что на замещение одной вакансии наши компании тратят в среднем 55 дней (Европа — 72, БРИКС — 50), а треть позиций остаются открытыми по причине невозможности найти соответствующего кандидата. К тому же необходимые компетенции обеспечивают менее половины успешности сотрудника на позиции. Остальное — его соответствие культуре корпорации. Ваши сегодняшние сотрудники уже ей соответствуют, нужно только найти тех, кто сможет развить до нужного уровня свои деловые навыки и получить необходимые знания.
Поэтому фокус HR смещается внутрь. Среди основных приоритетов для служб персонала на ближайший год, в соответствии с результатами нашего ежегодного исследования — вовлечение и удержание, обучение, управление эффективностью, внутренний наем и продвижение. То есть работа с имеющимся персоналом, повышение его результативности. И только потом — внешний наем.
«СУПер»: Много разговоров, что HR-ы не довольны программами кадрового резерва или пула талантов. Почему? Много субъективности в оценке таланта, нет надежного инструмента, чтобы оценивать и прогнозировать поведение человека, тем более таланта?
А.Г.: Именно в этом вся проблема. Программы кадрового резерва не работают. Половина участников сходит с дистанции, увольняясь или просто бросая программу. Еще страшнее то, что 46 % назначенцев из числа резервистов терпят крах в своих новых ролях. Это заставляет каждого второго HR-а терять уверенность в своих программах. И тем не менее на эти программы находят деньги. Согласно тому же исследованию, 16 % компаний планируют увеличить бюджеты на определение и подготовку резерва. Ни о каком сокращении программ HiPo нет и речи!
А причина провала, в общем-то, проста. Мы не знаем, кто наши HiPo, и не умеем с ними обращаться. Половина компаний (46 %) не имеет процесса определения потенциальных сотрудников. А треть (27 %) не имеют определенного понимания, кто же такой HiPo. Многие путают понятия «высокопотенциальный» и «высокорезультативный», подменяя одно другим. По статистике, лишь один из семи результативных сотрудников состоящий в пуле талантов является высокопотенциальным. То есть 85 % бюджета на такие программы — зря выброшенные деньги.
«СУПер»: Что предлагает ваша компания, что представляет собой ваша модель потенциала, на каких китах она стоит и почему?
А.Г.: В мире существует несколько моделей потенциала, одна из двух наиболее популярных — это модель CEB SHL. Она включает в себя три компонента, и наш HiPo — тот, кто совмещает в себе все три.
- Стремление к достижениям. Сотрудник должен хотеть бóльшего, как тот солдат, который мечтает стать генералом. Если сотруднику хорошо на своем месте и он не хочет дополнительной ответственности и новых интересных задач — это не HiPo. Вы можете заставить слона подойти к воде, но не заставить его пить. Так и с HiPo — если заставить специалиста стать начальником отдела, то в таком случае вероятность его успеха на новой позиции — 44 %.
- Необходимые компетенции. Это как горючее. Стремление выиграть гонку — это хорошо, но без бензина вы даже не сможете стартовать. Сотрудник должен иметь резерв в навыках, способностях, которые позволят ему решать более сложные задачи. Без этого горючего усложнение работы невозможно. Назначение такого сотрудника на следующую должность дает нам нулевую вероятность успеха.
- Вовлеченность. Наш HiPo любит свою компанию, относится к ней, как к своей, и видит проблему компании как свою, ее результат как свой и наоборот. Сотрудник может обладать и необходимыми компетенциями, и стремлением решать сложные задачи, но… не здесь. Назначьте такого сотрудника на следующую должность, и вы получите всего 14 % вероятности успеха.
«СУПер»: Что представляет собой ваш комплексный инструмент оценки потенциала, как он возник, на ком испытывали?
А.Г.: Решение по оценке потенциала, представляемое CEB SHL, строится на результатах использования инструментов, хорошо известных и прекрасно зарекомендовавших себя для решения различных задач, связанных с оценкой сотрудников. Это два опросника (личностный, помогающий выделить предпочтения в поведении, и мотивационный, направленный на диагностику мотивационной сферы сотрудника), а также два теста (на оценку способностей к обработке вербальной и числовой информации). Мотивационный опросник помогает диагностировать то самое стремление к достижениям, а личностный — склонности к проявлению необходимого для решения усложняющихся задач поведения. В этом помогают и тесты, которые оценивают не только возможности нашего участника в обработке информации. Тесты показывают общую обучаемость, без которой на новой позиции невозможна никакая эффективность. Что же касается определения индивидуальной вовлеченности (оценка которой, в отличие от вовлеченности коллективной, не поддается автоматизации), мы предлагаем в рамках отчета подробный гайд по проведению интервью руководителем или HR-ом и удобную методику подсчета итогового результата.
«СУПер»: Как можно пользоваться комплексным инструментом, который предлагает ваша компания?
А.Г.: По результатам комплексной оценки система автоматически создает крайне информативный и детальный отчет, показывающий с помощью простой пятибалльной шкалы уровень этих факторов и общую оценку потенциала. Если же вам необходимо понять, как и из чего сложились эти оценки, можно заглянуть на уровень глубже и увидеть в этом же отчете оценки по восьми субшкалам блока «Стремления к достижениям» и десяти субшкалам блока «Компетенции».
Этот инструмент практичен, объективен и одновременно прост, его можно использовать как первый фильтр для кандидатов в кадровый резерв. Сотрудники, получившие высокие оценки по результатам тестирования, могут быть переведены на следующий этап и приглашены, например, на Центр оценки для формирования подробных планов развития.
«СУПер»: Как его оценивают HR-ы? Кастомизируется ли каким-то образом ваш продукт, есть ли такой запрос от заказчика?
А.Г.: Почти за год мы накопили значительный опыт использования этого инструмента в компаниях разных отраслей, форматов и масштабов. Проведенные исследования показали высокие результаты по его валидности. Наши клиенты с готовностью принимают эту модель потенциала и созданное на ее основе решение для работы со своими пулами HiPо. Тем более что инструмент универсален и не требует никакой кастомизации.
«СУПер»: Наверное, компания тоже должна что-то предлагать HiPo?
А.Г.: HiPo, конечно же, требуют особого подхода. Исследование приверженности показало основные факторы, важные для таких сотрудников в компании. На первых местах оказались возможность идти на риск, подтверждение важности своей деятельности и качество менеджеров. Давайте своим HiPo амбициозные задачи, подчеркивайте значимость таких сотрудников для компании и значимость решаемых ими задач и самое главное — будьте требовательны к руководителям, ведь HiPo — это не только большая польза для компании, но и очень большая ответственность.