Как показывает практика, распределение отпускных периодов нередко может стать причиной споров и разногласий как между работниками и нанимателем, так и между коллегами одного структурного подразделения, в случае если определиться с датами и очередностью ухода в отпуск им предстоит самостоятельно.
Немало вопросов вызывает и сама процедура оформления трудовых отпусков, особенно если они используются частями, продлеваются либо переносятся на иной срок по сравнению с тем, который изначально определен в графике трудовых отпусков.
Планирование — основа всего
Большинство сотрудников предпочитают использовать положенные по закону дни отдыха в теплое время года, в основном с мая по сентябрь, вместе с тем такое желание далеко не всегда осуществимо.
График трудовых отпусков нередко может зависеть от того, когда в отпуск отправляются клиенты и партнеры компании. Кроме того, работа отдельных сотрудников может быть связана с необходимостью составления налоговой и статистической отчетности, участием в крупных мероприятиях, проводимых нанимателем, а также с годовыми и квартальными циклами, по которым подводятся итоги работы каждого сотрудника и организации в целом. Очевидно, что рассчитывать на предоставление отпуска в месяцы, являющиеся пиками рабочей нагрузки, вряд ли получится.
В подобной ситуации нанимателю целесообразно четко регламентировать порядок использования отпусков. При этом потенциальных сотрудников необходимо информировать об установленных требованиях еще на этапе собеседования или приглашения на работу.
Идем в отпуск по графику
Определять очередность предоставления трудовых отпусков в новом году и составлять график трудовых отпусков наниматели, как правило, начинают в конце предыдущего года.
С учетом требований ч. 2 ст. 168 Трудового кодекса Республики Беларусь окончательный вариант указанного графика должен быть составлен и утвержден не позднее 5 января. При этом коллективным договором, соглашением либо нанимателем (по согласованию с профсоюзом при его наличии) может быть установлен иной срок составления и утверждения графика трудовых отпусков.
Наличие графика отпусков в организации не желательно, а обязательно.
Порядок оформления графика трудовых отпусков
Форма графика трудовых отпусков содержится в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации[1] и включает следующие сведения:
- табельный номер;
- фамилию, имя, отчество;
- должность;
- месяц, в котором планируется предоставление трудового отпуска, и месяц, в котором он фактически предоставлен;
- основание изменения графика.
В указанном документе целесообразно предусмотреть также строки для проставления личной подписи и даты ознакомления работников с очередностью предоставления периодов отдыха. Кроме того, некоторые наниматели практикуют включение в него отдельной дополнительной графы «Примечание».
Как правило, наниматель разрабатывает общий график отпусков для всех сотрудников. Вместе с тем в организациях со сложной структурой и большой численностью работников допустимо составлять отдельные графики для каждого из структурных подразделений.
[1] Утверждена приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 № 25 (в ред. от 24.03.2008).