← Назад к номеру журнала
Вопрос-ответ
На вопрос отвечает В.Э. Самосейко,
юрист, магистр права
Положена ли доплата за выполнение работы работника, который находится в отпуске?
Отдел состоит из двух человек, один из которых ушел в отпуск. Должен ли наниматель производить доплату работнику, который выполняет работу в т.ч. за работника, находящегося в отпуске?
В части 1 ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь закреплены только следующие условия для выплаты доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника: имеет место выполнение работником обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены); работа выполняется по соглашению сторон и не обусловлена заключенным с работником трудовым договором.
Представляется, что, если исходить из ч. 1 ст. 67 ТК, доплата не устанавливается, в частности, заместителям руководителей организации, структурных подразделений и т.п. Так, например, согласно ч. 8 п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих[1] на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).
В рассматриваемом случае это означает, что если в вопросе речь идет о заместителе начальника отдела или о работнике, в трудовом договоре и (или) в должностной инструкции которого закреплено положение о выполнении обязанностей руководителя при его отсутствии, в т.ч. в связи с трудовым отпуском, то доплата ему не положена. На практике также есть и иные ограничения. Например, для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подп. 2.5 п. 2 Условий оплаты труда, общих для работников организаций (если иное не предусмотрено условиями оплаты труда, установленными по основному виду экономической деятельности организации)[2], установлено, что рассматриваемая доплата не устанавливается: руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей); научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений); в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.
Доплата не устанавливается, если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника совпало с недостаточной загруженностью работника по основной работе.
В иных случаях наниматель обязан установить доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Это касается и руководителя структурного подразделения (отдела), если он выполняет обязанности временно отсутствующего подчиненного, т.к. ограничений по выплате доплаты в такой ситуации в законодательстве нет.
[1] Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред.
от 30.06.2014).
[2] Установлены в приложении 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (в ред. от 02.02.2016).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (184), май 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.