В ряде случаев законодательство не регулирует трудовые отношения императивно, а лишь устанавливает границы, в пределах которых нанимателю предоставлено право принимать решения самостоятельно и наделять работников определенными правами, а также налагать на них определенные обязанности. В этом плане участники трудовых отношений — работник и наниматель — неравноправны, т.к. отношения строятся на основе подчиненности работника нанимателю.
Кроме общей обязанности соблюдать Конституцию и законы, установленной ст. 52 Конституции Республики Беларусь, у работников согласно п. 2 ч. 1 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь имеется обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам (далее — ЛНПА).
ЦИТИРУЕМ ЗАКОН
Локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абз. 3 ч. 1 ст. 1 ТК).
Локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 «О нормативных правовых актах» (в ред. от 02.07.2009)).
Виды нормативных правовых актов, их иерархия и порядок издания детально регламентированы Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. от 02.07.2009). Вместе с тем указанный Закон не затрагивает ЛНПА, а нормы, посвященные порядку их издания, рассеяны в различных источниках.
Трудовой кодекс регулирует порядок принятия только коллективного договора, в отношении иных ЛНПА следует обращаться к иным актам законодательства. Прежде всего, это Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (далее — Инструкция по делопроизводству)[1]. Так, согласно п. 10 данной Инструкции организации наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, постановления, решения), которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь, уставами или положениями о них.
С помощью ЛНПА наниматель организует работу, производит распределение «ролей» между членами трудового коллектива, от слаженной работы которого в конечном счете зависит успех деятельности в целом.
Неисполнение требований законодательства и ЛНПА нанимателя является поводом для привлечения работников к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Поэтому ознакомление работника с содержанием документов, регламентирующих его права и обязанности, крайне важно как для самого работника, так и для нанимателя. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Ознакомление работника — обязанность нанимателя
Если акты законодательства доводятся до всеобщего сведения путем опубликования, то для ЛНПА эта процедура не предусмотрена. Так, п. 10 ст. 55 ТК установлено, что наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними. Данная формулировка не указывает на конкретный вид ЛНПА нанимателя, из чего следует, что любой документ, являющийся основанием для изменения трудовых обязанностей, подлежит доведению до сведения работника.
Термин «знакомить» не имеет определенного правового значения. Знакомить — значит «давать кому-нибудь сведения о чем-нибудь». Исходя из этого определения можно заключить, что нанимателю достаточно просто донести до работника информацию о содержании документа. Но делать это нужно в таком виде, чтобы не исказить смысла установленных документом норм. Задача эта непростая, поэтому на практике наниматели чаще всего предоставляют работнику для прочтения сам ЛНПА или его копию.
Указание Трудового кодекса на то, что знакомить работников с изменениями в их трудовых обязанностях должен наниматель, следует расценивать так, что наниматель обязан проводить всю работу по организации процесса ознакомления.
[1] Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (в ред. от 30.12.2015).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (193), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.