С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом от 18.07.2016 № 409-З в Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (в ред. от 18.07.2016; далее — Закон о занятости), касающиеся отношений посредничества на рынке труда. Рассмотрим их более подробно.
1.Трудоустройство за пределами Республики Беларусь ранее относилось к лицензируемой деятельности по трудоустройству (лицензирующий орган — Министерство внутренних дел). Теперь из Закона о занятости данный вид деятельности исключен как лицензируемый, но вместе с тем остался в Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций[1].
2.Закон о занятости дополнен «деятельностью агентств по трудоустройству», но уже не в качестве лицензируемой деятельности, а при условии включения агентств по трудоустройству в Реестр агентств по трудоустройству (далее — Реестр).
Агентство по трудоустройству — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр (ч. 2 ст. 15 Закона о занятости).
3.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2016 № 855 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее — Постановление № 855) определило владельцем Реестра Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также утвердило форму Свидетельства о включении в Реестр.
4.При включении в Реестр срок осуществления административной процедуры составляет 10 дней, осуществляется она бесплатно.
При лицензировании по Указу № 450 подлежит уплате госпошли на, осуществление административной процедуры составляет 15 дней, а срок действия лицензии неограничен.
Отметим, что включение в специальные реестры — относительно новая для Беларуси форма государственного регулирования, применяемая в качестве альтернативы лицензированию. Как правило, деятельность в определенной сфере разрешается при условии включения в специальные реестры и получения соответствующего свидетельства, а дискреционные полномочия государственных органов и квалификационные требования не так объемны. По сути, это квазилицензирование (лицензирование по заявительному типу).
5.Для определения порядка деятельности агентств по трудоустройству Постановлением № 855 было утверждено Положение об услугах по содействию в трудоустройстве, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, и порядке их предоставления.
Данное Положение определило перечень услуг, предоставляемых гражданам агентствами по трудоустройству, включающий:
- консультирование по вопросам составления резюме;
- составление (редактирование) резюме;
- организация работы по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования;
- предоставление информации о спросе и предложении на рынке труда;
- предоставление достоверной информации о наличии у нанимателя свободных рабочих мест и требованиях, предъявляемых нанимателем к кандидатам;
- распространение резюме среди потенциальных нанимателей;
- подготовка к собеседованию с нанимателем;
- организация собеседования с нанимателем;
- содействие в оформлении трудовых отношений с нанимателем;
- содействие в подборе подходящего места работы
[1] Приложение 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 20.10.2016; далее — Указ № 450).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (193), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.