Тема этого номера родилась из общения со Станиславой СТЕФАНОВСКОЙ, с которой многие читатели нашего журнала знакомы. Недавно она стала автором книги «50 шагов к работе. Путеводитель для тех, кто хочет трудоустроиться». Зачем HR-у писать книгу, как это лучше сделать, сколько времени потребуется — на эти и другие вопросы ответила наша яркая и талантливая гостья.
«Секреты управления персоналом»: Станислава, недавно была опубликована ваша первая книга. Хотите еще одну написать? Говорят, что вторую книгу писать сложнее. Наверное, это как прыжок с парашютом, ведь первый раз не понимаешь весь ужас происходящего, поэтому во второй раз желание прыгнуть может и не возникнуть.
Станислава Стефановская: Я между прочим прыгала… Первый прыжок был на одном дыхании, и я захотела прыгнуть еще раз, при этом остаться полностью в сознании и прожить каждую долю секунды полета.
«СУПер»: Удалось?
С.С.: Да. Свою книгу я действительно написала, как «первый прыжок»: быстро, легко, испугаться не успела. Думаю ли я над второй? Да, но это пока не оформившиеся до конца мысли.
«СУПер»: Вы пишете статьи, интервью для журналов. Написать книгу — это что-то принципиально другое?
С.С.: Статья — это одна идея, а книга — это много статей, следовательно, ряд идей, которые логически связаны между собой. Написание книги требует гораздо больших усилий, даже если она небольшая. Моя читается ровно за три часа, если не делать практических упражнений.
«СУПер»: Часто приходится слышать о том, что сейчас люди не очень-то читают. Или все не так грустно?
С.С.: Думаю, нужно уточнить, что мы имеем в виду под словом «читают». Если речь идет о фундаментальных трудах, классической литературе, вероятно, да. Но ведь житель крупного города ежедневного читает ленту Facebook, профильные каналы в Telegram, новости. Я точно не вижу повода грустить. Другое дело, что сейчас перебор со смайликами, эмодзи, картинками и мемами, что говорит о том, что люди в целом хуже владеют словом. Красиво и тонко соблазнять, «ухаживать» словами и признаваться в любви, пожалуй, в эпоху Возрождения умели лучше, правда, тоже не все, а аристократия и знать.
«СУПер»: Лет 10–15 назад был бум профессиональной литературы. Сейчас есть ощущение, что такая литература, в том числе по HR-темам, стала появляться реже. Возможно, вы изучали ситуацию. Какова она?
С.С.: Системно изучением этого вопроса я не занималась. Мне кажется, и сейчас публикуется достаточно много литературы для бизнеса. Часть этих книг — повторение уже написанного без ссылки на первоисточники и классиков. Но всегда были и есть люди, которые заглатывают эти книги стопками.
Мне кажется, у каждого хорошего специалиста в жизни есть период, когда он много читает по своей теме. Потом наступает перенасыщение, появляется вкус и умение находить крупицы полезного «в воде» и вообще к выбору книг начинаешь относиться с большей осторожностью. В это время хочется неспешно читать философов и классиков, читать с той главы, которая понравилась, просматривать новинку «про бизнес» по диагонали в поисках новых идей и не дочитывать ее до конца, если перестало быть интересно.
«СУПер»: С какой целью вы писали книгу? Однажды в интервью нам сказали, что это делают, чтобы избавиться от накопленных знаний, освободить место для нового. Или это пиар для продвижения в HR-сфере (еще одна строчка в резюме)? Еще есть мнение, что книга хороша для тех, кто занимается коучингом или тренерством, это хорошее дополнение. Или всего понемножку?
С.С.: Просто хотелось пережить состояние «я — автор книги», таким образом выразить себя. Первый раздел книги «Как написать резюме» был написан потому, что мне надоело на консультациях говорить о вещах, которые уже казались банальными. Весь материал тогда, кстати, был оформлен в виде приложения для Android, его сейчас можно бесплатно скачать. Второй раздел — «Как найти работу» — родился спустя полгода как логическое продолжение первого. Мне захотелось вербализировать и структурировать свое понимание процесса поиска работы, так как люди сбиваются с пути и терпят неудачу. Все это время о книге я и не думала.
В марте этого года, когда начался карантин, я дала себе обещание, что закончу третий раздел «Адаптация», название которого было давно придумано, но не было вдохновения писать. За четыре дня мои мысли оказались на бумаге, и я выдохнула с чувством выполненного долга. После я выслала материал подруге-журналистке, и она сказала, что ей было интересно и полезно ознакомиться с ним. А она отличный специалист и руководитель. Я порадовалась и задумалась, как и где опубликовать все написанное. И тут она задала очень своевременный вопрос (за что я ей очень благодарна): «А почему бы тебе не издать книгу? Ты ведь всегда этого хотела!». И все, пазл сложился. Я сначала даже испугалась этой смелой идеи. Потом подумала об электронном варианте книги, потом о брошюре и, наконец, как самую смелую мечту представила себе книгу в твердом переплете. Спустя три месяца я держала ее в руках. Это была очень эмоциональная встреча.
Что касается косвенных плюшек от статуса «автор», то я пока их не ощутила, поэтому ничего сказать не могу. Мне просто приятно, что это случилось. Теперь очень хочется, чтобы она чаще встречалась с теми, кому будет полезной.
«СУПер»: Один американский HR написал, что если вы не Джоан Роулинг, то вряд ли заработаете на книге. Однако автору книги легче заработать на консалтинге, тренерстве и прочих вещах. То есть книга помогает капитализировать личный бренд. Что вы думаете об этом?
С.С.: Да, лет семь назад один знакомый тренер мне так и сказал: «Издай книгу, и будешь стоить в два раза дороже». Но это точно не моя мотивация и цель. Во мне слишком мало предпринимательства, к сожалению. Думаю, опубликованная книга, при условии, что она действительно толковая, может повысить степень доверия к специалисту, а при правильном позиционировании, вероятно, и его стоимость на рынке.
«СУПер»: На вопрос о том, с чего начать, один HR ответил, что нужно договориться с издательством. А вы, как теперь уже человек с опытом, можете что-то посоветовать?
С.С.: Мне кажется, для начала нужно ответить себе на вопрос: «Чего я хочу?» Если строчку в резюме — можно десяток статей слепить вместе и опубликовать за небольшую сумму маленьким тиражом. Если повысить свой статус — нанять специалиста, он напишет за вас. Если выразить себя и свои мысли, то сначала их нужно накопить, выносить, переосмыслить, сформулировать на бумаге и тогда уже публиковать.
Мне кажется, самое важное, что нужно делать, чтобы написать книгу, — это писать. Регулярно. Не ожидая вдохновения и не оправдываясь неумением. Научиться базовым вещам и тренироваться писать. У меня в свое время был план — одна статья в месяц. Это хорошо дисциплинирует. Из накопленного опыта, желания и настойчивости может родиться книга. Это как в поговорке: «Не каждый охотник ловил лань. Но каждый, кто хоть раз ловил лань, множество раз выходил на охоту».
«СУПер»: Сколько времени у вас ушло на создание книги? Сейчас, с развитием технологий, предлагают готовые алгоритмы написания книги, например, за 21 день.
С.С.: У меня это заняло три года. Но это, конечно, не чистого написания. Мой знакомый сказал, что написал книгу за четыре часа. Мне это сложно представить, но, видно, бывает по-разному.
«СУПер»: Вопрос выбора темы не стоял, вы решили поделиться своим опытом общения с аппликантами? Книга, видимо, ориентирована именно на них? Вы решили сделать кандидатов умнее и усложнить жизнь коллегам по HR-цеху?
С.С.: Скорее упростить. Ведь всегда приятно общаться с грамотным специалистом — будь он рекрутер или кандидат. Между этими двумя «кланами» столько недоразумений и лишних эмоций, отдаляющих друг друга от цели. Если каждая сторона, прочитав книгу, станет хотя бы чуть-чуть лучше понимать друг друга, я буду считать, что книга выполнила свою миссию.
«СУПер»: «50 шагов к работе» — не слишком ли много, с учетом появления, например, такой философии найма, как open hire, когда кандидата берут на работу вообще без собеседования?
С.С.: Бич многих в наше время — пребывание в иллюзии, что все и всегда можно очень легко получить. Нужно, чтобы только чудо произошло. Я не сторонница этой теории.
В какой-то мере, вероятно, я и хотела развеять миф о том, что трудоустройство — это «раз — и ты в шоколаде на новой идеальной работе, с боссом, который тебя ценит, любит, понимает и на руках носит». В жизни все несколько иначе. Чтобы изменения в профессиональной сфере соответствовали ожиданиям, желательно приложить некие усилия, провести подготовку, осмыслить свои желания и уровень своего профессионализма. При детальном рассмотрении этот путь в моем понимании состоит из 50 последовательных посильных шагов.
«СУПер»: Мир меняется. Еще в 2008 году мы писали в журнале, что портрет кандидата можно будет составить по его социальным сетям, а недавно обсуждали тему цифрового следа. Резюме не грозит стать чем-то патриархальным?
С.С.: В некоторых профессиях уже практически так и произошло. У дизайнеров, архитекторов просят скорее портфолио, чем резюме. Но параллельно с этим есть огромное количество сфер и бизнесов, где резюме все также является первым «слепком» образа кандидата и влияет на этап первичного отбора. Недавно девушка, которую я консультировала при поиске работы на должность юриста, сказала, что ее новый босс признался, что именно ее резюме выделило ее на фоне всей остальной серой массы и заставило его пристальнее всмотреться в ее опыт. И это происходит повсеместно.
При этом, безусловно, цифровая история сейчас невероятно важна. И в книге я пишу о том, что она должна подкреплять желаемый образ профессионала и ни в коем случае не ставить его под удар.
«СУПер»: Как-то нобелевский лауреат Даниэль Канеман рассказал историю о том, как он участвовал в написании учебника. Закончилось тем, что книга так и не была дописана, поскольку в ней просто отпала потребность. Я это к тому, что в мире все быстро меняется, знания и опыт быстро устаревают. У профессиональной книги есть все шансы стать памятником в худшем смысле. Как вы считаете?
С.С.: Родиться, прожить жизнь, быть полезной для людей, умереть и быть достойной памятника — не самая худшая участь для книги, которая была написана потому, что не могла не быть написанной для достаточно узкой целевой аудитории, да еще и в наше динамичное время. Даже если так случится, я бы все равно опубликовала ее.