№ 2, февраль 2021

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос-ответ

Рубрика «Вопрос-ответ»

Должностные обязанности

Правомерно ли инженера по охране труда назначить председателем комиссии по контролю противоэпидемических мероприятий?

Наниматель приказом хочет назначить инженера по охране труда председателем комиссии по контролю противоэпидемических мероприятий. Правомерно ли это? Есть ли какойлибо нормативный документ, регулирующий данный вопрос?

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Должность — служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности (ч. 1 п. 4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих*).

Трудовая функция — работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами (абз. 16 ч. 1 ст. 1 ТК).

 

В соответствии с ч. 1–3 п. 10 Общих положений ЕКСД должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.

Должностная инструкция может содержать прямое указание на участие работника в соответствующих комиссиях, действующих в организации. В ряде случаев должностные инструкции могут содержать условие о выполнении поручений нанимателя. Несмотря на требование законодательства о том, что специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 5 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»; в ред. от 18.12.2019), допустимо поручение разовых, несистематических работ, не включенных в должностную инструкцию работника.

КСТАТИ

В организациях нередко действуют различные комиссии постоянного либо временного характера (например, аттестационная, квалификационная, инвентаризационная, по оздоровлению, по подготовке организации к осенне-зимнему периоду, по охране труда и т.п.).

 

В условиях коронавирусной пандемии во многих организациях приказом нанимателя создаются комиссии с целью разработки и обеспечения выполнения мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией и простудными заболеваниями. Председателем такой комиссии может быть любой работник, но на практике, как правило, назначается заместитель руководителя организации. Нормативных документов по вопросу создания в организации комиссии по вопросам профилактики коронавирусной инфекции не имеется. Есть памятки (рекомендации) Государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» по вопросам противоэпидемиологических мероприятий, а также рекомендации, письма местных органов власти.


* Утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 15.06.2018; далее — Общие положения ЕКСД).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 2 (241), февраль 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.