№ 10, октябрь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Нововведения в правовом регулировании дистанционной работы

Рубрика «Комментарий»

К.Л. Томашевский, председатель общественного объединения «Сообщество трудового права», доктор юридических наук, профессор

Особенности трудового договора с работником, выполняющим дистанционную работу

 

В ст. 3072 ТК были внесены точечные, редакционные корректировки Законом № 273-З, вместе с тем коснемся ее правил подробнее, учитывая их важность для правоприменителей и практических работников.

В ч. 1 ст. 3072 ТК предусматривается обязательное личное присутствие дистанционного работника при заключении с ним трудового договора. Недопустимо заключать трудовой договор через законного представителя или иного представителя по доверенности в силу лично-доверительного характера трудового договора.

Механизм обмена электронными документами предусмотрен в ст. 3072 ТК при заключении соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора с работником, осуществляющим дистанционную работу.

Отношения, связанные с использованием электронных документов, урегулированы в Законе Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» (в ред. от 14.10.2022; далее — Закон № 113-З).

 

Термины и определения

Электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП) — последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности, а также для иных целей, предусмотренных Законом № 113-З и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Электронный документ — документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, которые подтверждаются путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием при проверке электронной цифровой подписи открытых ключей организации или физического лица (лиц), подписавших этот электронный документ (ст. 1 Закона № 113-З).

 

В соответствии со ст. 17 Закона № 113-З электронный документ состоит из двух неотъемлемых частей: общей и особенной. Общая часть электронного документа состоит из информации, составляющей содержание документа. Особенная часть электронного документа состоит из одной или нескольких ЭЦП. Особенная часть электронного документа может содержать штамп времени, а также дополнительные данные, необходимые для проверки ЭЦП и идентификации электронного документа, которые устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Важно учитывать, что согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 113-З электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, имеет одинаковую с ним юридическую силу.

 

Кстати

В Беларуси создан и функционирует Национальный центр информационных услуг, который оказывает услуги по изданию ЭЦП. Юридически не решен вопрос о том, кто должен нести расходы на издание ЭЦП для заключения трудового договора и возможного в будущем изменения его содержания через обмен электронными документами: наниматель или гражданин, устраивающийся на работу (будущий работник). Если ЭЦП нужна физическому лицу только для трудоустройства на дистанционную работу, логично было бы возложить затраты по ее изданию на нанимателя, но Трудовой кодекс в настоящее время этот вопрос четко не урегулировал.

 

Поскольку электронный документ согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 113-З приравнен по юридической силе к документу на бумажном носителе (в данном случае это соглашение об изменении условий трудового договора), остается неясным, какой смысл заключается в возложении на нанимателя дополнительной обязанности по высылке работнику в течение двух рабочих дней надлежащим образом оформленного экземпляра данного соглашения на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о его получении, что предусмотрено в ч. 1 ст. 3072 ТК. Стоит заметить, что в этом экземпляре не будет стоять подписи работника, следовательно, потребуется последующее подписание этого соглашения со стороны работника со встречной высылкой того же соглашения в адрес нанимателя. Полагаем, что этот обмен письмами с бумажным экземпляром соглашения является излишним.

Местом заключения трудового договора, а также дополнительных соглашений об изменении определенных сторонами условий трудового договора указывается тот населенный пункт, в котором располагается наниматель. Поскольку обособленное подразделение организации в силу ст. 1 ТК нанимателем не является, то в трудовом договоре с дистанционным работником указывается место нахождения именно юридического лица, а не его филиала, представительства или иного обособленного подразделения.

В дополнение к обязательным условиям трудового договора, перечисленным в ч. 2 ст. 19 ТК, в трудовом договоре с дистанционным работником обязательно указывается, что работа является дистанционной, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 3071 ТК (данная оговорка введена Законом № 273-З).

Часть 2 ст. 3072 ТК содержит правило о том, что в трудовом договоре может предусматриваться дополнительное условие об обязанности работника, осуществляющего дистанционную работу, использовать при исполнении им своих обязанностей по трудовому договору оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные нанимателем. Это означает, что дистанционный работник строго связан теми дополнительными условиями трудового договора, которые касаются программно-технических средств, средств защиты информации и других средств, которые представляются или рекомендуются нанимателем.

Правило ч. 3 ст. 3072 ТК расширяет рамки индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений с дистанционными работниками, предусматривая, что порядок и сроки обеспечения таких работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами; порядок и сроки представления работниками, осуществляющими дистанционную работу, отчетов о выполненной работе; размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств; порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором.

В ч. 4 ст. 3072 ТК закреплено правило о том, что по соглашению сторон работнику, осуществляющему дистанционную работу, могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением трудовых обязанностей. Например, если дистанционному работнику приходится организовывать служебные поездки в другую местность по заданиям нанимателя, то он пользуется правом на гарантийные и компенсационные выплаты, производимые при служебных командировках.

Законодатель посчитал необходимым закрепить в ч. 5 ст. 3072 ТК правило о том, что способы и периодичность рабочих контактов работника, осуществляющего дистанционную работу, с нанимателем определяются в трудовом договоре, ЛПА. Рабочими контактами являются выходы на связь дистанционного работника и нанимателя (это могут быть телефонные звонки, видеозвонки при помощи компьютерных программ, приложений мобильных телефонов, общение в режиме видеоконференции и т.д.). Данное условие является дополнительным, следовательно, при его неуказании трудовой договор с дистанционным работником будет считаться заключенным.

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 10 (273), октябрь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Получить статью целиком бесплатно